Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. -третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.
В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению Кеттелла, можно работать в полной мере. Автор утверждает, что за два десятилетия - с 1949 по 1970 год - произошел значительный рост надежности и значимости теста.
Теоретической и методологической основой разработанного теста является рассмотренный выше факторный анализ личности.
В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности.
Структура факторов опросника у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповую модель той выборки, к которой принадлежит данный человек, демонстрирует индивидуальное своеобразие конкретной личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях.
Формы опроса С и D используются чаще в тех случаях, когда время тестирования ограничено и существует необходимость работы с группой.
Исследование в группе позволяет, во-первых, применять данную форму теста как экспресс-методику; во-вторых, при применении групповых тестовых методик субъективный фактор исследования сводится к минимуму, что позволяет повысить надежность исследования.
Сама методика состоит из опросника, бланка для ответов и ключа(Приложение А). В случае ручной обработки ответных листов на них поочередно накладываются «ключи» и записывается сумма баллов по каждой из 17 характеристик личности (16 личностных факторов + фактор самооценки). Далее «сырые» оценки переводятся в десятибалльную шкалу - так называемые стены. Полученные данные анализируются по каждой характеристике. При общем размахе вариативности данных в 10 стенов, средние значения составляют 5,5 стена. Оценки в 4 и 7 стенов указывают на незначительные отклонения характеристик личности от средней. Яркая выраженность качества связана с оценкой 1–3 и 8–10 (учитывая биполярность каждого фактора).
Для данного описания форма С выбрана потому, что она по сравнению с другими формами, в частности с формой А, обладает рядом преимуществ. Во-первых, она проводится за более короткое время (30-40 мин), что делает ее удобной для группового эксперимента. Во-вторых, сами вопросы в этой форме составлены более обобщенно. Кроме того, в форме С вопросы сформулированы таким образом, чтобы придать методике вид промежуточной между самооценочной и проективной, обеспечивая тем самым и более адекватные ответы испытуемых. В-третьих, преимущество этой формы заключается в том, что она включает в себя дополнительный фактор MD, который дает информацию о самооценке личности. В-четвертых, адаптация методики, проверка ее валидности и надежности, о чем будет сказано ниже, показали возможность использования этой формы с людьми, имеющими высшее образование. В-пятых, исследователь может работать с так называемыми сырыми оценками.
Форма С опросника Кеттелла состоит из 105 вопросов(Приложение Б). В результате обработки полученных ответов извлекаются оценки 17-ти полярных факторов личности, в том числе фактора самооценки, который дает информацию об ее адекватности.
Результаты анализа контрольной группы приведем в виде таблицы (данные представлены в стенах):
Таблица 1 - Общие значения по методике Р. Кеттелла (16PF-опросник)
|
Факторы |
Результаты контрольной группы (в стенах) | ||||||||||||||||||||
|
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 | ||||||||||||
|
MD |
4 |
1 |
5 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
4 | |||||||||||
|
A |
3 |
1 |
10 |
5 |
4 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 | |||||||||||
|
B |
8 |
7 |
7 |
5 |
7 |
10 |
8 |
8 |
8 |
7 | |||||||||||
|
C |
6 |
2 |
7 |
2 |
5 |
6 |
4 |
6 |
6 |
3 | |||||||||||
|
E |
7 |
3 |
7 |
5 |
9 |
5 |
7 |
4 |
4 |
6 | |||||||||||
|
F |
5 |
4 |
10 |
7 |
8 |
6 |
3 |
3 |
4 |
3 | |||||||||||
|
G |
7 |
1 |
7 |
6 |
10 |
1 |
3 |
5 |
5 |
1 | |||||||||||
|
H |
9 |
5 |
10 |
6 |
10 |
4 |
5 |
2 |
3 |
3 | |||||||||||
|
I |
8 |
6 |
7 |
5 |
9 |
6 |
6 |
9 |
9 |
6 | |||||||||||
|
L |
4 |
9 |
7 |
8 |
7 |
10 |
9 |
4 |
8 |
9 | |||||||||||
|
M |
9 |
8 |
4 |
7 |
5 |
6 |
8 |
10 |
9 |
10 | |||||||||||
|
N |
7 |
8 |
4 |
5 |
4 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 | |||||||||||
|
O |
4 |
10 |
8 |
6 |
6 |
7 |
9 |
9 |
10 |
10 | |||||||||||
|
Q1 |
3 |
7 |
8 |
8 |
10 |
5 |
9 |
5 |
2 |
8 | |||||||||||
|
Q2 |
6 |
8 |
1 |
7 |
5 |
8 |
10 |
6 |
4 |
5 | |||||||||||
|
Q3 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
3 |
6 |
6 | |||||||||||
|
Q4 |
6 |
5 |
6 |
6 |
6 |
4 |
5 |
6 |
6 |
5 | |||||||||||
|
F1 |
3 |
5,4 |
3,2 |
5,2 |
3,6 |
4,8 |
5 |
4,8 |
4,8 |
5,2 | |||||||||||
|
F2 |
6,9 |
2,5 |
11,8 |
5,4 |
9,6 |
3,4 |
3,3 |
1,3 |
2,6 |
3 | |||||||||||
|
F3 |
4,9 |
5,5 |
4,3 |
5,1 |
4,9 |
7,1 |
5,7 |
2,9 |
4,1 |
4,9 | |||||||||||
|
F4 |
7 |
8,9 |
3,2 |
8,2 |
8,9 |
7,5 |
11,1 |
7,5 |
5,2 |
9,1 | |||||||||||
Анализ полученных данных.
Для того чтобы лучше узнать внутренний мир человека, сильные и слабые стороны, способности и возможности нужно его изучить.
Цели моей курсовой работы:
Ø Проверить теоретические знания практическими исследованиями
Ø Исследование различных методов при изучении коллектива
Ø Научиться анализировать и делать выводы п ...
Межличностная совместимость и межличностные отношения
При изучении совместимости, как считают Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова [24. стр. 52] основной задачей является определение этого понятия. Это понятие общенаучное, оно употребляется в медицине, биологии, кибернетике, философии. Однако общего определения совместимости пока не существует. В психологических работах дается лишь описательное опре ...
Определение психологического содержания педагогической толерантности
Психологический анализ проявления толерантности в процессе педагогической деятельности учителя свидетельствует о том, что она является профессионально важным качеством личности учителя. Анализируя особенности толерантности учителя в педагогическом процессе, Ю.П. Поваренков определяет два вида толерантности педагога: социальная и психоло ...


