Виды лжи
Страница 1

Одной из задач данного исследования является теоретический анализ особенностей понимания зарубежных и отечественных авторов о различных видах лжи в межличностном взаимодействии.

П. Экман очень широко трактует понятие «ложь». Экман выделяет две основные формы лжи: 1) умолчание (сокрытие правды) - лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложной [65,70] 2) искажение (сообщение ложной информации) – лжец предпринимает дополнительные действия – он не только скрывает правду, но и представляет в замен ложную информацию, выдавая ее за истинную. С. Бок оставляет термин «ложь» для того, что П. Экман называет искажением, а термин «тайна» - для, соответственно, умолчание. Умолчание - более выгодно, так как смолчать обычно легче чем явно обмануть, для этого ничего не надо делать, в то время как при искажении всегда есть шанс оказаться уличенным [70]. Умолчание не заслуживает большего оправдания, чем откровенное вранье. И то и другое просто разные способы лжи. Каждый способ избирается в зависимости от обстоятельств. Но, конечно, скрыть правду легче: не нужно ничего придумывать с перспективой запутаться (наша память несовершенна) в своих же объяснениях. У умолчания существует еще один плюс: всегда есть возможность сделать шаг назад и признаться. После произнесения лжи сделать это очень трудно [37].

Кроме умолчание и искажение, П. Экман выделяет множество разновидностей лжи: жульничество, сообщение правды в виде обмана (то есть, сообщается правда, но, например, интонация голоса показывает обратное; обманывающий ожидает, что его праве не поверят); полуправда (то есть, правда говорится не полностью, не договаривается). Недосказанность или уход от разговора на волнующую тему позволяет обмануть, не прибегая ни к какой особой лжи. Но не любая полуправда является обманом: если человек честно признает, что он не может открыто высказывать все. «Честная полуправда» может проявляться в такой черте характера, как скрытность [70]. Л.Н. Толстой считает, что полуправда – это отрицательная ложь, коварный вид дезинформации [53]. В.И. Свинцов приравнивает умолчание и полуправду к «обычной лжи». Полуправда - это сообщения, в которых отсутствуют некоторые элементы необходимой информации, вследствие чего у принимающего возникает ложное представление об отражаемом объекте. Полуправда порождает полусвободу, полусправедливость, полугуманизм. Но одно дело – полуправда возникающая вследствие очевидных информационных патологий и совсем другое – полуправда, вызываемая естественными причинами (например, каждый ученый способен сообщать полуправду, так как он всегда находится на полпути к правде) [53]. «Полуправда опаснее лжи; ложь легче распознать, чем полуправду, которая обычно маскируется. Чтобы обманывать вдвойне» (Гиппель, цит. по 36, с.400).

Еще одна возможность солгать, не говоря правды, - это сбившая с толку увертка (dodge). Преимущество этой уловки перед полуправдой и подачей правды в виде обмана в том, что лжецу здесь вообще не нужно говорить никакой неправды [70].

«Наглая» ложь (по И.Гофману) – если существуют неоспоримые доказательства лжи, а обманщик, зная об этом, все равно продолжает лгать и это не просто ложь [11].

Ж. Дюпра выделяет два вида лжи: сознательная (продуманная, намеренная) и бессознательная [55].

В.В. Знаков рассматривает следующие виды лжи: откровенную ложь – неправда, основанная на неверном знании (когда субъект узнал о своем заблуждении, но ему уже неловко признаться окружающим, что он и их вводил в заблуждение). Эгоцентрическая ложь отражает монологическую эгоцентричную позицию субъекта, стремящегося удовлетворить значимую для него потребность и не думающего о пользе или вреде, причиняемом ложью конкретному человеку или какой-то группе людей. Но эгоцентрическая ложь не всегда вызвана эгоистическими и корыстными мотивами. Иногда она обусловлена не личными, а профессиональными обстоятельствами – как в ситуациях с различными психологическими экспериментами (например, по выявлению конформности личности). Добродетельная ложь это не альтруистическая ложь (помогающая объекту лжи и не приносящая никакой выгоды «спасателю»), т.к. лжецы считаются со своими личными интересами, они лгут в соответствии со своими представлениями о том, что является добром, благом для любого человека, включая себя [27].

Ложь во спасение (во благо) - это ложь, произносимая с целью сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир, предотвратить вмешательство в личную жизнь. Положение, что ни в каких человеческих отношениях не должно быть лжи слишком примитивно. Энн Ландерс считает, что правдой порой пользуются как дубиной, причиняя жестокую «боль» [70]. Поэтому «ложь во спасение» можно понимать еще и как не желание причинять боль правдой другому человеку (альтруистическая ложь) [9,45,65,70]. Врач обманывает, назначая плацебо – это ложь во спасение. Видимо, секрет в том, что наряду с лекарствами больным дают нечто более ценное: уверенность, что они принесут пользу [58].

Страницы: 1 2 3


Аналитическая психология К. Юнга
Аналитическая психология - одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г. Юнг. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством ...

Религиозное воспитание
В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведе­ния - соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания). Религиозное воспитание осуществляется священослужителями; верующими аген ...

Теория монизма Б. Спинозы
Монистический характер философской онтологии Т. Гоббса и Б. Спинозы. Господство идеи механистического детерминизма в решении социальных и этических проблем. Монизм (от греч. monos - один, единственный) - философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Существует как материалистический, так и идеалистиче ...