Вопрос о лжи и правде имеет вечное значение для человека. В структуре морально-нравственных категорий ложь преимущественно рассматривается как негативное явление. Различные проявления лжи, обмана, неправды, постоянно обнаруживаются в актах внутриличностного и межличностного общения. Отношение к этому феномену у философов и психологов разных эпох было неоднозначным. Одни считали ложь благом, необходимым для достижения определенных целей (Платон, Гегель и др.), для других она была моральным грехом (Аврелий Августин, И. Кант и др.), т.е. отношение ко лжи на протяжении веков менялось: от полного табу на ложь и обман до частичного их оправдания [16,26,70].
Изменение отношения к истине было уже у Ницше, у Маркса, в прагматической философии. Ницше уже говорил, что истина есть порождение воли к могуществу. Маркс учил, что познание истины связано неразрывно с революционной классовой борьбой и не может быть истина отрешенной от этой борьбы. Прагматическая философия утверждает, что истина есть полезное и плодотворное для процесса жизни. Ложь может даже казаться единственной истиной. «Хитрость разума», о которой говорит Гегель, превращается в сознательную практику полезной лжи. Истина, чистая, не искаженная истина, может быть вредна и разрушительна для организации порядка, для всякого систематизированного прикрытия дисгармонии. Это, в сущности, и говорит Полан, — единственный мыслитель, обративший серьезное внимание на проблему лжи [3].
Наука любит истину и ищет истину, она не выносит лжи. Таков ее принцип. В этом величие науки. Настоящий ученый — аскет. Но и научные теории, разоблачающие иллюзии и лживость сознания (например, Фрейд и психоанализ), могут сами создавать мифы, очень далекие от реальности [3].
Люди Ветхого Завета позволяли себе иногда лгать, и Бог мирился с этой людской слабостью, т.к. люди еще не имели представления о том, что такое ложь и от кого она исходит. В наше время христиане считают, что люди должны воздержаться от всякой лжи: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» [14]. Истина, раскрытая Христом, есть истина о бесконечной свободе духа. Ложь может поддержать организацию общества и государства. Но она внутренне разрушает личность. Истина же укрепляет личность [3].
Ко лжи средневековье испытывало особое отвращение. Природу Бога
определяли так: «Тот, кто никогда не лжет». Дурные люди - это лжецы. Все общество кишело лжецами. Средневековый словарь богат выражениями, обозначающими бесчисленные формы лжи и бессчетные разновидности лжецов. Все это казалось делом рук дьявола. А все потому, что человек слаб перед реальным миром и, чтобы возобладать над ним, ему приходилось прибегать к хитрости. Поэтому среди всех многочисленных творений Блаженного Августина средние века обратили внимание прежде всего на трактат «О лжи» [14]. Радикально боролись с ложью в средневековой Америке, где, согласно старо-ацтекскому закону Монтезумы 1, ложь была наказуема, как таковая. Кто лгал, карался смертью или членовредительством. Например, женщинам, которые лгали, отрезали губы [46].
В русском менталитете укоренилось представление о том, что истина, не связанная с добром и справедливостью, — это ущербная истина и даже, может быть, вообще не истина. Не случайно русские этические философы Н.К. Михайловский и Н.А.Бердяев использовали в своих трудах понятия «правда-истина» и «правда-справедливость», отдавая предпочтение последнему [3,6].
Ложь в межличностном взаимодействии, как правило, осуждаема и порицаема и в этом случае характеризует субъекта речи как совершающего действия, противоречащие нормам речевого общения [50].Человек в любом возрасте знает и помнит, что врать плохо. Это у него находится не только в сознании, но часто в подсознании. Из-за этого ложь очень часто сопряжена с психологическим дискомфортом. У человека, независимо от того, кому, где и как он лжет, возникает нравственное отношение к этому, происходят внутренние психологические процессы, в том числе оправдание лжи, «очищение совести». В этом отношении люди могут лгать по-разному: легко и надолго, без внутреннего переживания; легко, но с внутренним недовольством; трудно, но без внутреннего переживания; трудно и с внутренним недовольством [62]. Ложь затягивает, как омут - на основе одной возникает другая, и так до бесконечности [37].Также ложь отрицательна тем, что «после этого никому не везло», «делает зависимым от сказанного», она усугубляет здоровье человека, так как заставляет его постоянно жить в страхе [49]. Ложь разрушает близость в человеческих отношениях, питая недоверчивость. Она подразумевает неуважение к тому, кого обманывают [72]. Правда - это не просто информация, соответствующая действительности. Это - особое состояние взаимной открытости людей. Правда, высказанная лживым человеком, ничуть не прибавляет душевной близости людям, следовательно, не выполняет своего предназначения[14].
Психологическая характеристика выделенных типов
Для содержательной психологической характеристики выделенных типов нами использовался ряд методик исследования ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сферы, а также некоторых других личностных особенностей. Система личностных смыслов исследовалась с использованием теста смысложизненных ориентации (СЖО), созданного Д. А. Леон ...
Степень деловой сплоченности
При изучении взаимной приемлемости в организации в целом важна психологическая совместимость тех работников, которые вступают в контакт в силу организационных и технологических условий.
Оценка взаимной приемлемости изучается, как правило, на основе социометрии, различных тестовых методик.
Сплоченность понимается как степень единства д ...
Изменения самооценки при различных заболеваниях
Вопрос о характере изменения самооценки при различных недугах исследован в настоящий момент недостаточно полно. Так как, психологи, в основном, занимаются психологическими проблемами человека, а не его психическими или соматическими недугами. И, тем не менее, даже имеющаяся по этому вопросу литература позволяет делать некоторые выводы о ...