Цель исследования:
изучить влияние черт личности на её отношение к различным видам своей и чужой лжи.
Эмпирические задачи исследования:
1.
Исследовать проявление различных видов лжи у юношей и девушек в межличностном общении.
2.
Исследовать отношение юношей и девушек к различным видам чужой лжи.
3.
Выявить мотивацию лжи, которую курсанты приписывают себе и другим.
4.
Исследовать взаимосвязи между чертами личности курсантов и их отношением к своей и чужой лжи.
Гипотезы исследования:
1.
Юноши и девушки различаются по частоте применения ими различных видов лжи в межличностном общении и по реакциям на проявления лжи в чужом поведении.
2.
К социально приемлемым видам лжи как у юношей, так и у девушек наблюдается более снисходительное отношение.
3.
Черты личности влияют на проявление различных видов лжи в собственном поведении, а также на отношение ко лжи в чужом поведении.
Предмет исследования:
отношение к собственной и чужой лжи и его взаимосвязь с чертами личности.
Объект исследования
-
выборка из 60 человек: 30 респондентов мужского пола и 30 – женского. Возраст: 19-20 лет. Курсанты 3-его курса, Новочеркасского военного института связи.
Для реализации цели и задач исследования в нашей работе использовались следующие методы и методики:
I
.
Опросник «Виды лжи», разработанный И.П.Шкуратовой, направленный на определение степени выраженности разных видов лжи. Эта методика состоит из 48 вопросов, распределённых по 6 пунктов на каждую из следующих шкал:
1
. этикетная ложь
(самый распространённый и безобидный вид лжи, поскольку основывается на всеобщем договоре о соблюдении этикета);
2. ложь во благо
(не желание причинить боль правдой другому человеку);
3. ложь-фантазия
(безобидный вид лжи, при котором ложь, как правило, направлена на придание своему рассказу яркости, необычности);
4. ложь-оправдание
(распространенный вид лжи, который имеет место в ситуации разоблачения неблаговидного поступка; обеление себя для смягчения санкций);
5. ложь-умолчание
(не является собственно ложью, поскольку искажение информации осуществляется за счёт неполноты картины);
6. ложь-сплетня (наговор)
(распространённый вид лжи, передача друг другу плохо проверенной информации о ком-то);
7. ложь-самопрезентация
(вид лжи, направленный на приукрашивание своего образа; чаще применяется в отношении малознакомых людей);
8. мотивы лжи
(шкала содержит утверждения, связанные с приписыванием себе различных мотивов лжи).
Респондент должен был оценить, насколько его поведение соответствует приводимым утверждениям, пользуясь следующими градациями: 3 балла – очень характерно для меня; 2 балла – характерно; 1 балл – мало характерно; 0 баллов – совсем не характерно.
II
.
Опросник «Отношение ко лжи», разработанный И.П.Шкуратовой, направленный на определение отношения человека к различным видам чужой лжи. Он включает 28 жизненных ситуаций, в которых человек становится свидетелем искажения информации (ситуации подбирались таким образом, чтобы в них описывались те же виды лжи, что и в предыдущей методике). Респонденту предлагалось вспомнить, как он обычно реагирует в таком случае и выбрать один из вариантов ответа: А – я сделаю вид, что ничего не заметил, и буду вести себя обычным образом; Б – я сделаю вид, что ничего не заметил, но изменю своё поведение под влиянием услышанного; В – я прямо скажу человеку, что он говорит неправду. В конце опросника респондент должен был оценить, какими мотивы лжи руководствуются окружающие.
III
.
Личностный опросник Р.Б.Кеттелла (16 FPI) вариант опросника – А (содержит 187 вопросов).
Обработка полученных данных опросников производится по ключу.
IV
.
Анализ данных осуществлялся с помощью
методов непараметрической статистики: ранговый коэффициент корреляции Ч.Спирмена для выявления связи между переменными. Применена программа статистической обработки данных SPSS 12.0.
Понятие сознания и его функции
Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.
К ...
Специфика развития профессионально важных качеств личности студента
Профессионально важные качества (ПВК)
– особенности человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). Они являются предпосылкой профессиональной деятельности и в то же время сами совершенствуются, шлифуются в трудовом процессе.
Ведущие элементы в структуре ПВК специалиста ...
Процесс самоисцеления: десять шагов по С. и К. Андреас
Как пишут Стивен и Koнниpа Aндpeac в работе "Сepдцe мoзгa", "Дaнный мeтoд нayчит вac, кaк зaкoдиpoвaть cвoй мoзг нa aвтoмaтичecкoe иcцeлeниe бoлeзнeй и тpaвм”.
Шаг 1
Oпpeдeлитe, чтo вы xoтитe aвтoмaтичecки излeчить. Этo мoжeт быть либo бoлeзнь, либo тpaвмa.
Шаг 2
Peшитe для ceбя, кaк вы пoймeтe, чтo пpoцecc иcцeлeния ...