Замысел исследования.
С целью оптимизации межличностных отношений в медицинском коллективе методом социально-психологического тренинга, было проведено экспериментальное исследование.
В исследовании ставились и решались следующие задачи
:
1) подобрать методики для проведения исследования;
2) составить выборку для исследования;
3) исследовать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности;
4) исследовать психологическую атмосферу в коллективе;
5) исследовать индивидуально-психологические особенности каждого сотрудника коллектива;
6) исследовать особенности мотивационно-потребностной сферы каждого сотрудника;
7) провести коррекцию межличностных отношений в трудовом коллективе с помощью социально-психологического тренинга;
8) Сделать выводы о результатах проведенного исследования.
Гипотеза исследования
: мы предполагаем, что использование социально-психологического тренинга является эффективным средством оптимизации межличностных отношений в трудовом коллективе.
Выборка для исследования
: В эксперименте принимало участие 40 сотрудников медицинского учреждения. Их трудовая деятельность протекает в одном коллективе. Из них одна смена, являлись экспериментальной группой, а другая смена, составляла контрольную группу. Экспериментальная и контрольная группа были подобраны с помощью принципа рандомизации. Все участники эксперимента имеют примерно одинаковый возраст (32-40 лет) из них 16 женщин и 24 мужчин. Объектом исследования выступает медицинский коллектив, как трудовой коллектив. Предметом исследования являются межличностные отношения сотрудников медицинского коллектива, как трудового коллектива.
В нашем исследовании принимали участие только рядовые сотрудники отделения, заведующий отделением и старшая медсестра отказались от участия в эксперименте, сославшись на отсутствие свободного времени и большую занятость.
Методики исследования:
1. Социометрия Дж. Морено
2. Методика Ф. Фидлера «Оценка психологической атмосферы в коллективе»
3. Личностный опросник Кеттелла (форма С)
4. Шкала мотивации одобрения Д. Крауна и Д. Марлоу.
Порядок и процедура проведения исследования: исследование проводилось с сентября по декабрь 2009 года. Испытуемые получили подробную инструкцию, как заполнять психодиагностические методики. Формирующий эксперимент проводился в виде социально-психологического тренинга в течение шести дней по 3 часа.
Проведение социометрического исследования трудового коллектива, медицинского учреждения позволило выявить следующие данные.
Подготовка к исследованию. Была разработана социометрическая карточка (Приложение 1), содержащая вопросы, нацеленные на выяснение межличностных предпочтений среди сотрудников коллектива.
Проведение исследования. После того, как группе испытуемых сообщили цели эксперимента, они получили социометрическую карточку с инструкцией и вопросами. На заполнение карточки было выделено до 15 минут. Обработка результатов. По результатам выборов испытуемых, отраженных в социометрических карточках, была составлена социоматрица межличностных отношений в коллективе (Таблица 1, Приложения 5). В ней отражены следующие параметры: выборы испытуемых в пользу каких-либо сотрудников, взаимные выборы, количество выборов, сделанных каждым испытуемым, количество выборов, сделанных в пользу каждого испытуемого.
Знаком «+» обозначается выбор испытуемого в пользу какого-либо сотрудника.
В строке «Количество выборов» обозначено количество выборов, сделанных в пользу данного испытуемого.
В строке «Круг отношений» следующие буквенные обозначения:
«О-П» - отвергнутые-принятые (от 0 до 4 баллов),
«Д» - предпочитаемые (от 5 до 8 баллов),
«Л» - лидеры (9 баллов и выше).
Анализ результатов. Отвергнутые и принятые члены коллектива были объединены в одну группу как сотрудники, пользующиеся наименьшим успехом в коллективе. Ситуацию межличностных отношений в коллективе характеризует Таблица 1 и Диаграмма 1.
Таблица 1
Статус сотрудников в сфере межличностных отношений в (%)
Отвергнутые-Принятые |
Предпочитаемые |
Лидеры |
35 % |
55 % |
10 % |
Диаграмма 1. Количественная характеристика статуса сотрудников в сфере межличностных отношений.
Основная масса сотрудников является предпочитаемыми – 55%. Однако достаточно высок процент отвергнутых-принятых, который составляет чуть более трети коллектива – 35%. Наличие двух лидеров может привести к их взаимной оппозиции. Таким образом, можно говорить о том, что 7 человек имеют те или иные проблемы в налаживании деловых контактов с сотрудниками. В данной группе испытуемых имеется лишь пять взаимных выборов, что говорит о разрозненности и децентрализрованности деловых контактов. Причем взаимные выборы приходятся в основном на лидеров группы.
Обсуждение результатов
По результатам исследования методики «Таблицы Шульте»
были найдены средние значения времени поиска цифр для каждого этапа, средние значения для эффективности работы (ЭР), степени врабатываемости (ВР) и психической устойчивости (ПУ) (отдельно мужчины и женщины), по результатам был составлен график и таблица (см. приложение 2). По резуль ...
Формирование мышления и речи в дошкольном возрасте. Мышление.
С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове.
В ходе предметной деятельности и общения ребенка с окружающими, освоения им общ ...
Виды и особенности конфликтов в педагогическом коллективе
В психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и только в том случае, когда не видит возможности её изменить (при этом действия принимают форму атаки или обороны), но обычно старается не осложнять отношений и ...