Роль насилия в формировании личностных расстройств
Страница 1

Независимые исследования проводящиеся в различных школах, дают многообразную картину патологий , в происхождении которых одну из главных ролей играет та или иная форма насилия, пережитого ребенком в детстве.

Большинство исследователей сходятся в том, что результатами пережитого в детстве сексуального насилия, так называемыми «отставленными эффектами травмы», являются нарушения Я-Концепции, чувство вины, депрессия, трудности в межличностных отношениях и сексуальные дисфункции ( B. Bernstein, D. Jehu, C. Cahill, Ильина[22],[23]).

Главным последствием детской сексуальной травмы современные исследователи считают «утрату базового доверия к себе и миру».

В анамнезе лиц с пограничными личностными расстройствами значительно чаще обнаруживается факт сексуального насилия или жестокого обращения в детстве. (По данным Herman(1988) , от 67 до 76% пациентов с пограничными расстройствами имеют в анамнезе случаи инцеста по сравнению с 26% больных другими расстройствами)

Основными последствиями физического насилия для детей являются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии. Непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха ( Green, 1995, Ильина[23]). Кроме того, отсроченными последствиями физического насилия могут быть садистские наклонности.

Последствия эмоционального насилия такие как неразвитость или разрушение эмоциональных отношений с ближним семейным окружением могут рассматриваться в качестве механизмов развития пограничной личностной структуры (Е.Т.Соколова,Ильина[23]), причем неразвитость этих отношений лежит в основе психопатического варианта аномалий, а нарушения – в основе неврастенического варианта. Соколова выделяет два синдрома: синдром «аффективной тупости», для которого характерны холодность, отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности, и, как следствие, отвержения себя и других, и синдром «аффективной зависимости», которому свойственны ненасытная жажда любви, постоянный страх потерять объект привязанности, зависимость и тревожная неуверенность в себе и в других.

Последствия ситуаций которые можно квалифицировать как психологическое насилие не менее серьезны. К примеру ребенок в семье где оба родителя алкоголики или наркоманы подвергается психологическому насилию. Ребенок, пытаясь взять на себя решение семейных проблем, отрицает свои собственные потребности. В результате он становится зависимым от потребностей, желаний, надежд и страхов семьи. Такие условия не позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, испытывать безусловную любовь, вести себя спонтанно. Для того, чтобы удержать внимание взрослого на себе, ребенок прекращает выражать собственные потребности и становится со – зависимым. Результатом такой формы родительского отношения исследователи называют хрупкость и проницаемость границ Я, обесценивание чувств (и утрату способности их выражать) и нарушение способности к установлению эмоциональной близости.

Очевидно, что феномены психологического насилия к которым можно отнести неадекватную родительскую установку, эмоциональную депривацию и симбиоз, унижение и т.п., все то, что разрушает отношения привязанности, или, напротив, насильственно их фиксирует, играют в этиологии личностных расстройств важную роль .

Этиология множественного личностного расстройства при котором «субъект имеет несколько отчетливых и раздельных личностей, каждая из которых определяет характер поведения и установок за период времени, когда она доминирует» (Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок, 1994) прослеживается в раннем детском опыте интенсивного длитильного насилия, причем последнее может быть как физическим, так и психологическим. Жертва насилия сталкивается с необходимостью выработки защитной адаптивной стратегии, в буквальном смысле «стратегии выживания». Такой защитой для личности становится диссоциация. Так как тело подвергается насилию и жертва не в состоянии предотвратить это, единство личности сохраняется путем отщепления Я от собственного тела (F. Levy). Результатом становится переживание «отделения», ощущение нереальности происходящего и частичная амнезия.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Патогенное влияние на личность и психику ребенка различных типов насилия не оставляет сомнений.

Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному. Наиболее общими симптомами, в зависимости от возраста, являются:

Страницы: 1 2


Речевая деятельность младших школьников
В раннем детстве у ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, пл ...

Практическая часть. Изучение словарного состава, грамматического и синтаксического строя речи
Подготовка исследования: За день до проведения исследования детям читают сказку «Репка» без показа иллюстраций. Проведение исследования: Исследование проводится с детьми 6-7 лет. Ребенка просят пересказать сказку «Репка». Речь ребенка точно фиксируют в протоколе (см. Приложение). Кроме того, отмечают выразительность речи, наличие мимич ...

Понятие суицидального поведения
Следует отличать суицид от суицидального поведения, которому подвержено большинство людей. «Современная суицидология относит сюда и выбор сопряженной с риском профессии (гонщик, альпинист, полицейский, военный), и наркоманию, и алкоголизм, и курение, и даже несоблюдение диеты. Все эти люди (процентов этак девяносто от населения планеты) ...