Информация » Ценностные ориентации руководителей » Типы индивидуальной иерархии ценностных ориентации

Типы индивидуальной иерархии ценностных ориентации
Страница 1

На основании описанной нами факторной структуры ценно­стных ориентации личности можно говорить о том, что в индиви­дуальной ценностной системе представлены различные компо­ненты, имеющие неодинаковое значение в каждом конкретном случае. Анализ структурной организации ценностной системы на основе выделения ее ведущих уровней может быть дополнен в рамках типологического подхода. Однако, как уже отмечалось, практически во всех психологических и социологических иссле­дованиях, посвященных этой проблеме, основанием для постро­ения типологии являлось выделение какой-либо одной домини­рующей ценности или группы ценностей. Такой подход не учитывает неоднородность системы ценностных ориентации лич­ности, включающей одновременно ряд иерархически организо­ванных уровней, «высших» и «низших», предпочитаемых и отвер­гаемых ценностей. В этой связи нами была поставлена задача экспериментально выделить типы личности на основе целост­ной иерархии их ценностных ориентации, включающей одновре­менно все уровни ее организации.

Для исследования индивидуальной иерархии ценностных ориентации нами была использована описанная выше методика М. Рокича, модифицированная Д. А. Леонтьевым [38]. Посколь­ку в центре отдельных компонентов системы ценностных ориен­тации находятся прежде всего те или иные терминальные цен­ности, в качестве основания для группировки исследуемых использовались выставленные ими ранги значимости 18 терми­нальных ценностей (т. е. ценностей-целей) теста М. Рокича. Для экспериментального выделения личностных типов на этой осно­ве нами был выбран метод кластерного анализа, позволяющий сгруппировать исследуемых на основе единой меры, охватываю­щей одновременно ряд параметров. В настоящем исследовании, которое проводилось в период с марта по май 2005г., приняли участие 75 руководителей разных рангов, промышленных и социальных учреждений, мужчин и женщин разных возрастов от 24 до 56 лет. Методом кластерного анализа исследуемые были разделены на три типа, к которым были отнесены, соответственно, 28,8, 46,3 и 24,9 процентов от их общего числа. Данные типы, досто­верно различающиеся рангом значимости терминальных ценностей (при р>0,001), представляют собой различные типы индивидуальных систем ценностных ориентации (таблицы 4 и 5).

Таблица 4

Усредненные ранги значимости терминальных ценностей по тесту Рокича у описываемых типов личности

Терминальные ценности

Типы личности

1

2

3

М

т

М

т

М

т

Активная деятельная жизнь

7,06

0,38

10,22

0,35

9,73

0,48

Жизненная мудрость

9,01

0,46

11,08

0,32

8,30

0,42

Здоровье

5,16

0,44

3,79

0,24

6,33

0,49

Интересная работа

8,69

0,43

7,25

0,26

8,41

0,39

Красота природы и искусства

13,22

0,38

13,74

0,26

10,15

0,49

Любовь

8,09

0,44

4,66

0,26

5,26

0,44

Материально обеспеченная жизнь

5,85

0,35

4,95

0,22

13,63

0,38

Наличие хороших и верных друзей

6,46

0,40

5,22

0,22

6,43

0,44

Общественное признание

10,03

0,45

11,40

0,30

14,80

0,30

Познание

10,10

0,36

13,20

0,22

8,87

0,46

Продуктивная жизнь

10,68

0,42

12,12

0,27

10,75

0,42

Развитие

9,67

0,40

11,70

0,26

8,08

0,41

Развлечения

11,74

0,44

12,49

0,30

15,49

0,25

Свобода

7,97

0,45

9,93

0,32

7,20

0,46

Счастливая семейная жизнь

12,99

0,32

3,65

0,17

8,12

0,49

Счастье других

15,04

0,28

13,24

0,29

11,77

0,45

Творчество

12,69

0,36

15,02

0,21

8,57

,42

Уверенность в себе

6,02

0,40

7,28

0,30

8,42

0,45

Страницы: 1 2 3


Визуальный контакт
Когда два человека встречаются, знакомятся, вступают в разговор, всегда есть один ключевой момент, от которого во многом зависит оценка партнерами друг друга и их дальнейшие взаимоотношения. Бывает, что этот момент не наступает, и дальнейшего общения чаще не происходит. Бывает, что общение начинается с чего, а дальнейшие слова играют ск ...

Теоретические основы становления общественной активности студентов в педагогическом вузе. Глоссарий
Базовые понятия, на которые опирается наша работа это понятия «активности» и «личности». Под активностью мы понимаем непрерывный процесс накопления и проявления потенциального в личности, обеспечивающего расширение и углубление ее связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой посредством социальных, педагогических, п ...

Психологические портреты родителей
Портрет родителя авторитарного (импульсивно-инертного) типа Эта группа родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов). К родителям авторитарного типа относим две категории. Первые, узнав о дефекте р ...