Данные, полученные по методике семантического дифференциала Осгуда отражены в таблицах 10, 11, рисунках 16–18. Можно отметить что, педагоги с низким и высоким уровнем педагогической толерантности используют для оценки личности учащихся разное сочетание качеств. Учителя с высоким уровнем педагогической толерантности отмечают нравственные, волевые и индивидуально-стилевые качества личности, а у учителя с низким уровнем педагогической толерантности недифференцированные впечатления о личности и интеллектуальные качества. Толерантные педагоги реального ученика оценивают положительно в отличие от интолерантных учителей, хотя разница статистически не значима U=346,7. Наблюдается статистическая разница между идеальным образом учащихся по представлению толерантных – интолерантных педагогов, оценка идеального ученика выше у учителей с высоким уровнем педагогической толерантности. При оценивании анти идеального учащегося также наблюдается значимая разница между представлениями толерантного – интолерантного учителя и те и другие педагоги дают отрицательную оценку, но оценка интолерантных педагогов приближается к максимально возможной отрицательной оценке. Следовательно, оценка личности ученика педагогами с высоким уровнем педагогической толерантности следующая: высокий идеал, положительная оценка реального ученика и умеренная отрицательная оценка антиидеала, педагогами с низким уровнем толерантности – умеренная оценка идеального ученика, отрицательная реального и высокая отрицательная антиидеального ученика приближающаяся к максимально возможной.
Таблица 10. Представления интолерантных учителей об учащихся
Оценочные шкалы |
Оценка ученика | |||||
антиидеальный |
реальный |
идеальный | ||||
Ср. балл |
коэффициент вариации |
Ср. балл |
коэффициент вариации |
Ср. балл |
коэффициент вариации | |
недифференцированное впечатление |
-2,32 |
±0,12 |
-0,1 |
±0,07 |
1,94 |
±0,2 |
нравственные качества личности |
-2 |
±0,15 |
-0,23 |
±0,11 |
1,62 |
±0,21 |
интеллектуальные качества личности |
-2,04 |
±0,2 |
-0,04 |
±0,12 |
1,96 |
±0,3 |
волевые качества личности |
-2,18 |
±0,11 |
-0,3 |
±0,9 |
1,59 |
±0,17 |
индивидуально-стилевые качества личности |
-1,48 |
±0,21 |
-0,05 |
±0,13 |
1,18 |
±0,25 |
Таблица 11. Представления толерантных учителей об учащихся
Оценочные шкалы |
Оценка ученика | |||||
антиидеальный |
реальный |
идеальный | ||||
Ср. балл |
коэффициент вариации |
Ср. балл |
коэффициент вариации |
Ср. балл |
коэффициент вариации | |
недифференцированное впечатление |
-1,35 |
±0,22 |
0,13 |
±0,17 |
2,55 |
±0,25 |
нравственные качества личности |
-1,19 |
±0,19 |
0,3 |
±0,15 |
2,68 |
±0,23 |
интеллектуальные качества личности |
-1,04 |
±0,23 |
0,5 |
±0,11 |
2,87 |
±0,2 |
волевые качества личности |
-0,74 |
±0,14 |
0,6 |
±0,8 |
2,71 |
±0,19 |
индивидуально-стилевые качества личности |
-0,66 |
±0,31 |
0,2 |
±0,14 |
2,23 |
±0,26 |
Теория Мориса Фарбера:
Закон Фарбера звучит так: Частота самоубийств в популяции прямо пропорциональна количеству индивидов, отличающихся повышенной ранимостью, и масштабу лишений, характерных для этой популяции.
В виде общей формулы эта закономерность предстает как:
S = f (V,D)
Где S – вероятность самоубийства;
f – функция;
V – повышенная ранимость (vul ...
Теоретические подходы к изучению агрессивности в психологии. Понятия
«агрессия» и «агрессивность», основные теоретические подходы
Агрессия - это сложный, многоуровневый феномен, в отношении которого не существует общепринятого мнения: посредством него обозначают разнообразные по целям, механизмам, методам и результатам индивидуальные и групповые воздействия людей. Поэтому все современные исследования ориентированы на комплексное изучение различных уровней и компон ...
Использование
технологии проблематизации для ослабления мыслительных стереотипов в социальной
работе
Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц (например, семья), которые имеют индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет юридическое и моральное право быть принятым и выслушанным любым социальным работником независимо от ведомственной принадлежности или занимаемой должности. Каждый клиент имеет ...