Х. Хеккаузен констатирует, что единой классификации агрессии и агрессивности нет и создавать ее трудно. Американские психологи А. Басс и А. Дарки выделили пять видов агрессии:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия, которая направлена на другое лицо окольным путем (сплетни, злобные шутки), или агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами и т.п.).
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера поведения. Проявляется в формах от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму и содержание вербальных реакций (крик, визг, угроза, проклятие, ругань).
Вербальные агрессивные реакции А. Басс разделил на три типа:
- отвержение – вербальная агрессивная реакция типа «иди прочь», «убирайся» и т.п.;
- враждебные замечания типа «твое присутствие раздражает меня», «не выношу тебя» и т.п.;
- критицизм, он может быть направлен не непосредственно против личности, а против принадлежащих личности предметов, одежды, выполняемой работы и т.п. (7)
В психологической литературе разные авторы выделяют и другие виды и формы агрессии. В частности, Х. Хеккаузен считает важным разделение агрессии на враждебную и инструментальную. Целью враждебной агрессии является нанесение вреда другому человеку, в то время как инструментальная направлена на достижение цели нейтрального характера, и агрессия используется при этом лишь как средство действия (например, шантаж).
Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:
· негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные);
· явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия);
· вербальные – физические (словесное нападение – физическое нападение);
· прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты);
· враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда/ боли другому человеку – с иными целями);
· эго-синтонные (принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью). (2)
Наиболее привычными, явными выражениями агрессивности, считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбление, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары), применение оружия. Скрытые формы агрессивности выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.
Агрессия может быть направлена:
· на окружающих людей вне семьи (например, на врачей, педагогов, сверстников);
· только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку);
· на животных (птиц, кошек, насекомых);
· на себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей, отказа от еды в подростковом возрасте);
· на внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества и т.п.);
· на символические и фантазийные (в форме серийных агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).
Агрессивность конкретной личности может дифференцироваться:
1. По степени личностной вовлеченности:
· ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);
· агрессивное состояние (в структуре посттравматического расстройства, на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации);
2. По степени активности:
· пассивная агрессивность (в форме бездействия или отказа от чего-либо);
· активная агрессивность (в форме разрушительных или насильственных действий).
3. По эффективности:
· конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совпадению со стрессовыми ситуациями);
· деструктивность агрессивности (наносящей ощутимый ущерб самой личности или окружающим ее людям).
4. По выраженности психопатологической составляющей:
· нормальное агрессивное состояния;
· агрессивность в рамках патологических реакций;
· агрессивность в рамках личностных расстройств (например, нарциссического или пограничного расстройств личности);
· агрессивность в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов: эксплозивный, психоорганический, дементный, сумеречное расстройство сознания и др. (2)
Всемирный день Индиго
29 января 2005 года объявлено Всемирным днём индиго. В этот день по всему земному шару впервые будет показан новый художественный фильм "ИНДИГО" (США), пройдут встречи, посвящённые детям индиго, и молитвы-медитации в поддержку этих детей.
Дети-индиго говорят, что им нужна помощь и поддержка. Поэтому в этот день участники встр ...
Р. Декарт о рефлексе
Декарта представить его по образцу процесса кровообращения, знание о котором приобрело надежные опорные точки в опытном исследовании. Декарт полагал, что по движению по движению сердца крови "как по первому и самому общему, что наблюдают в животных, можно легко судить и обо всем остальном". Нервный импульс мыслился как нечто р ...
Фаза «резистенции»
Учитель осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:
1.Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».
Педагог н ...