Экспериментальное исследование развития познавательных процессов у умственно отсталых школьников проводилось в коррекционной школе VIII вид г. Благовещенска. В обследовании участвовала группа детей из 22 человек. Работа проводилась в следующем порядке:
1. Обследование познавательных процессов детей;
2. Разработка и проведение дидактических игр;
3. Повторное обследование и подведение итогов.
С целью выявления особенностей познавательных процессов умственно отсталых школьников было проведено тестирование.
Методика № 1 «Узнавание фигур»
Тест Бернштейна, для оценки зрительной памяти.
Детям предлагаем таблицу размером 50 х 50 см. с 9 геометрическими фигурами, время экспозиции – 15 секунд. Им необходимо запомнить фигуры. Сразу после показа им надо в ответном бланке вычеркнуть увиденные на таблице 9 фигур, находящихся среди других 24 фигур ( 10 х 10 см.).
При оценке используем новую классификацию уровней кратковременной зрительной памяти [12].
Отмечаем и подсчитываем число правильно и неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактеризовать уровень узнавания, подсчитываем коэффициент узнавания Е:
Е = ( М : 9) + N
Где М – число правильно узнанных фигур;
N – число неправильно узнанных фигур.
Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания наглядного материала.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Нормативы |
Очень высокий результат – узнаны 9 фигур верно |
Норма 7-8 фигур ( для 7 лет) |
Низкая норма – 6 фигур ( для 7 лет, для 6 лет – норма) |
Низкий результат – меньше 6 фигур |
Результаты занесены в таблицу 2.1.
Таблица 2.1.
Уровень зрительной памяти
Ф.И. |
Результат |
Уровень |
Коэффициент |
Сережа П. |
7 |
Н. норма |
2,77 |
1.Антон С. |
5 |
Низкий |
4,55 |
2.Алена Л. |
6 |
Н. норма |
3,66 |
3.Таня Б |
8 |
Норма |
1,88 |
4.Тима Р. |
5 |
Низкий |
4,55 |
5.Иван Р. |
6 |
Н. норма |
3,66 |
6.Саша Б. |
7 |
Норма |
2,77 |
7.Марина Н. |
4 |
Низкий |
5,44 |
8.Анар С. |
7 |
Норма |
2,77 |
9.Степа К. |
5 |
Низкий |
4,55 |
10.Ася А. |
6 |
Н. норма |
3,66 |
11.Настя П. |
5 |
Низкий |
4,55 |
12. Паша Р. |
7 |
Норма |
2,77 |
13. Леша Б. |
5 |
Низкий |
4,55 |
14. Саша З. |
5 |
Низкий. |
4,55 |
15. Таня А. |
5 |
Низкий |
4,55 |
16. Сергей Ф. |
7 |
Норма |
2,77 |
17. Толя Н. |
5 |
Низкий |
4,55 |
18.Наташа О. |
4 |
Низкий |
5,44 |
19. Катя К. |
6 |
Н. норма |
3,66 |
20. Роман В. |
5 |
Низкий |
4,55 |
21. Наташа Д. |
9 |
Очень выс. |
1 |
22. Валя Ш. |
6 |
Н. норма |
3,66 |
Проведение эксперимента
В I группе испытуемых мы провели урок, построенный в основном на актуализации произвольного внимания
Урок 1
МОУ СОШ № 65 города Липецка 9Б класс (I группа)
Терещенко Алексей Валерьевич
Тема:Первая мировая война
Цель урока
: познакомить учащихся с событиями и участниками первой мировой войны.
Задачи
:
1) рассмотреть причины первой ...
Современное состояние проблемы педагогической толерантности. Понятие
педагогической деятельности и проблема оценки ее эффективности
Определяя педагогическую толерантность, необходимо проанализировать особенность деятельности учителя. Подчеркивая характер деятельности как самодеятельности, творчества, С.Л. Рубинштейн указывал на общественно необходимый, социально детерминированный ее характер. С точки зрения Н.В. Кузьминой, «…Каждую деятельность можно изучать как со ...
Результаты исследования
Полученные результаты эмпирического исследования представлены в таблицах №1,2 в приложении.
Исходя из результатов исследования, мы выяснили, что из 40 исследуемых подростков с явными признаками агрессивности выявлены 16 человек.
Из 20 исследуемых мальчиков с явными признаками агрессивности выявлены - 11 человек, Из 20 девочек - 5 чело ...