Учитывая данные выводы М. Лэма, можно сделать вывод, что успешным отцом следует считать того, который хорошо выполняет задачи, подсказываемые ему конкретной социальной ситуацией [23]. Однако бесспорно и специфическое влияние фигуры отца на развитие ребенка, несомненно, отличающееся от влияния матери. Об этом свидетельствует ряд приведенных выше эмпирических данных.
Авторы, придерживающиеся второго направления изучения родительства (где исследуется самореализация личности в родительстве и другие личностные характеристики, так или иначе меняющиеся с появлением ребенка), считают, что именно рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчине возможность социализироваться самому, шанс саморазвития. Отцовство как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано с объективными характеристиками личности, такими как потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности – ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с Я-концепцией личности, образом Я и самооценкой. Для мужчины это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их контроля. Осознание себя отцом приводит к необходимости жить "правильно". Многое зависит от того, насколько данная роль принята мужчиной, причем речь идет даже не столько об операциональном аспекте реализации роли, сколько о личностном принятии, интернализации роли отца конкретным мужчиной [3].
Отцовство отводит мужчин от насилия, управляя их агрессивными наклонностями и привязывая поведение к фундаментальным целям общества, преимущественно к защите семьи и ее обеспечению (Овчарова Р.В., 2005).
Как часть личностной сферы отцовство является необходимым условием полноценного развития личности. Д.С. Аквис (1989) считает, что только в соприкосновении с ребенком полностью созревают мужские черты личности – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила. Если у женщины материнская любовь проявляется благодаря "первичной материнской заботе", то у мужчин эта забота о ребенке преобразуется в продукт родительской любви. Поэтому переживание отцовской любви приводит к развитию таких качеств, как исполнительность и ответственность (Овчарова Р.В., 2005).
Считается, что мужчины скупы на проявление эмоций вообще, в том числе и по отношению к ребенку (Кон И.С., 1988). Проблема состоит в том, что ребенок вызывает эмоциональный отклик у отца далеко не всегда. Мужчине гораздо сложнее, чем женщине, воспринимать ребенка как продолжение себя. Женщина подготавливается к общению с ребенком задолго до его рождения и в процессе родов. В период беременности у женщины появляется новый сенсорный опыт, начинается процесс духовного принятия ребенка.
Матери более эмоционально и явно проявляют свою любовь к ребенку, что выражается в действиях (объятия, поцелуи, поглаживания и др.) и ласковых словах; отцы в этом отношении более "холодны" и "сухи", в то время как внутреннее их переживание по своей силе может не отличаться от материнского. В результате нередко создается впечатление, что мама "больше любит своего ребенка". Однако сравнительная холодность и наличие социальной дистанции во взаимоотношениях ребенка с отцом являются скорее пережитками нравов традиционной патриархальной семьи, в которой к отцу не смели приблизиться, и сам он был обязан держаться "на высоте" (Овчарова Р.В., 2005).
Кроме того, в период беременности женщины мужчина отлучен от того непосредственного общения с ребенком, которое постоянно испытывает женщина, поэтому чувство отцовства, эмоциональное восприятие ребенка затруднено (Кон И.С., 1988). Возможно, именно отсюда идут корни условной отцовской любви.
Известно, что женщина в период беременности может прибегать к защитной "регрессии", в терминологии психоанализа, предполагающей детские эмоциональные реакции в столкновении с взрослыми проблемами, в то время как будущие отцы склонны рационализировать и схематизировать угрожающие переживания. В таком поведении содержатся установки на хладнокровное избавление от излишних чувств (подавление, вытеснение). Это приводит к тому, что мужчины подавляют проявления чувств, в том числе и чувств к ребенку [3].
Причины и специфика проявления агрессивного поведения у подростков
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А ...
Развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников. Выявление уровня развития
познавательных процессов умственно отсталых школьников
Экспериментальное исследование развития познавательных процессов у умственно отсталых школьников проводилось в коррекционной школе VIII вид г. Благовещенска. В обследовании участвовала группа детей из 22 человек. Работа проводилась в следующем порядке:
1. Обследование познавательных процессов детей;
2. Разработка и проведение дидактич ...
Средства коммуникации
1. Вербальные средства коммуникации
Речь
– это психологический процесс общения людей с помощью языка. Язык – знаковая система, позволяющая формулировать мысли и передавать их с помощью артикулярного аппарата. В коре головного мозга существует несколько основных центров речи, все они находятся в левом полушарии.
± Центр Брок¿ – ...