Тип личности – устойчивая психологическая структура, определяющая сильные и слабые стороны личности. Знание психологического типа позволяет успешно выбирать подходящую специальность, показывает эффективные способы достижения успеха, позволяет избегать излишних трудностей.
· Экстраверсия – направление внимания преимущественно во внешний мир, на объекты.
· Интроверсия – обращение внимания преимущественно на свой внутренний мир и на свои взаимоотношения с объектами.
Юнг, опираясь на свой шестидесятилетний опыт работы психологом, увидел, что эта структура наполнена у разных людей совершенно по-разному. Он классифицировал устойчивые, возможно врожденные различия в поведении, способностях людей, склонностях к заболеваниям, особенностях внешности.
Учитывая эти особенности, Юнг описал восемь психологических типов личности. Он увидел, что одни люди лучше обрабатывают логическую информацию (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие – эмоциональную (отношения людей, чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, ощущение времени, восприятие в целом, схватывание идей на лету), другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних сенсорных раздражителей). В результате чего Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Каждый из них может быть экстравертом или интровертом.
Психологические функции – открытые Юнгом механизмы обработки информации психикой человека. Всего таких функций четыре, в соционике им даны условные названия: логика, этика, интуиция, сенсорика [9, с.85-86].
Логикой называется психологическая функция для обработки информации об объективных сторонах жизни, законах и технологиях. Оценивает полученную информацию по принципу: правильно – неправильно, целесообразно – нецелесообразно.
Этикой в соционике называется функция, обрабатывающая информацию о чувствах и эмоциях людей. Оценивает поступившую информацию по принципу: хорошо – плохо.
Интуицией Юнг назвал психологическую функцию непосредственного восприятия действительности, собирающую мелкие частицы информации в целостную картину. Частицы эти настолько мелкие, что восприятие их остается неосознанным.
Сенсорикой называется психологическая функция, обрабатывающая информацию о физическом раздражении, здоровье, комфорте, силе. Воспринимает конкретные факты, собирает информацию здесь и сейчас.
Рациональное, по Юнгу, есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему. Информация о рациональном обрабатывается с помощью оценочных функций: логики и этики.
Иррациональное – основанное не на разуме, а на непосредственном восприятии действительности. Информацию об иррациональном обрабатывают функции интуиция и сенсорика. Базисом Юнга называется совокупность четырех основных дихотомий у каждого типа:
· Экстраверсия-интроверсия
· Интуиция - сенсорика
· Мышление - эмоции
· Иррациональность-иррациональность
Юнг считал оптимальной пропорцией 70:30 по каждой из дихотомии у здоровых людей. Связь различных моделей психики в разных теориях показана в таблице 1.
Таблица 1 - Связь различных моделей психики
Зигмунд Фрейд |
Карл Густав Юнг |
Эрик Берн |
Психоанализ |
Аналитеческая психология |
Трансактный анализ |
Я (Эго) |
Эго |
Взрослый |
Анима / Анимус |
Ребенок | |
Оно (Ид) |
Тень |
Родитель к другим |
Ведущие профессиональные качества и личностные характеристики
- мышление (продуктивное, наглядно образное и наглядно- действенное, словесно-логическое)
- память (образная, долговременная, оперативная)
- внимание (устойчивое, избирательное)
- эмпатия (сопереживание)
- эмоциональная устойчивость
Личностные характеристики
1. Любить свою работ, осознавать важность и значимость влияния своей деят ...
Виды и типология суицида
В первую очередь, на мой взгляд, следует рассмотреть классификацию самоубийств, предложенную классиком суицидологии Эмилем Дюркгеймом. В своем социологическом этюде «Самоубийство» он выделяет 3 типа суицида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое самоубийство. Рассмотрим их подробнее.
1. «Характерной чертой эгоистического самоуб ...
Использование
технологии проблематизации для ослабления мыслительных стереотипов в социальной
работе
Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц (например, семья), которые имеют индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет юридическое и моральное право быть принятым и выслушанным любым социальным работником независимо от ведомственной принадлежности или занимаемой должности. Каждый клиент имеет ...