· в третьем томе Педагогической энциклопедии [20, с.141] образование определяется как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
Под социализацией понимается освоение культуры общества, что обеспечивает возможность для человека выступать в качестве субъекта деятельности, выполняя различные социальные роли.
Современное общество сегодня предъявляет высокие требования к специалисту с высшим образованием. На современном этапе его развития недостаточно того, чтобы выпускник Вуза успешно усвоил курс обучения, необходимо также, чтобы он в процессе обучения научился самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике, генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Управление учебной деятельностью студентов сегодня становится одним из первостепенных условий эффективности педагогического процесса, однако, как правило, провозглашается сама идея, но не дается исчерпывающей характеристики данного феномена, а также особенностей ее реализации на уровне целостности.
Любая человеческая деятельность может быть рассмотрена как процесс решения проблем. Человек выступает как субъект деятельности в той мере, в какой он выступает и как субъект целеполагания, способный определять цели собственной деятельности, и как субъект целереализации, способный выбирать и эффективно использовать средства реализации целей.
Образование - специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества.
Такое понимание сущности образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики и педагогической теории.
Ориентация на развитие способности самостоятельно решать проблемы дает возможность преодолеть тенденцию бесконечного увеличения объема изучаемого учебного материала.
Смысл образования - не накопление «строительного материала» в виде знания фактов, понятий, закономерностей, умений, а формирование способности «строить дом» [21, с. 52].
Для определения места учебной деятельности в жизни студентов гуманитарных факультетов необходимо определить направленность личности студента, смысл и цели его жизни.
С. Л. Рубинштейн [5] отмечал, что личность как субъект жизни в каждой ситуации действует в соответствии с необходимостью реализации смысла жизни, что требует от нее большой сознательности и ответственности. Смысл жизни выражается в форме жизненных целей, задач и смыслов отдельных ситуаций. С ним соглашается А.Н.Леонтьев [4], связывая процесс формирования личности как субъекта жизни с «вертикальным движением сознания», в результате которого субординируется сфера смыслов и на ее вершину водворяется главный жизненный мотив - цель, который функционирует как побудитель индивидуального жизненного пути, как смысл всей жизни. Необходимыми условиями его функционирования является осознанность всей мотивационной иерархии и достаточный уровень активности в реализации жизненного мотива-цели, раздвижение временных горизонтов жизнедеятельности до далеких будущих перспектив [9, с. 92].
По мнению А.А. Кроник и Е.И.Головаха цель жизни является вершиной, подчиняющей себе другие более мелкие цели, она закономерно связана со свободой выбора и ответственностью [22, с. 44].
Представления о будущем тесно связаны с возрастными особенностями развития человека, а также с теми задачами, которые ставит перед ним общество, т.е. внутренними факторами (особенности познавательных процессов, новообразования, ведущая деятельность, базовые потребности) и внешними (социальная ситуация развития, задачи возраста, и т.д.). Следует отметить, что такое деление является достаточно условным, т.к. по мнению Л.С. Выготского именно цельное развитие личности влечет за собой развитие различных компонентов, т.е. развитие является системой, в которой компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы (Рисунок 1).
Учебная деятельность и процесс ее формирования
Процесс решения учебной задачи предполагает, что содержание предмета переходит в способ действия ученика. Это означает, что процесс учения может быть рассмотрен как специальная учебная деятельность школьников. При этом авторы концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, подчеркивают, что не всякий процесс усвоения (учени ...
Развитие педагогической толерантности учителей средней общеобразовательной
школы. Процедура эмпирического исследования
В эксперименте приняли участие педагоги средних общеобразовательных школ гг. Коряжмы, Котласа Архангельской области в количестве 286 человек и 50 студентов Коряжемского филиала Поморского государственного университета им М.В. Ломоносова. Исследование проводилось в соответствии с целями и задачами, поставленными в работе, и проходило с 2 ...
Исследование свойств темперамента студентов
Исследования проблемы взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента в студенческих группах имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом. В данном случае взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений является с ...