Мы видим, что значимые материнские установки одинаковы в трех группах и неизменно передаются от матери к дочери (кроме установки на несамостоятельность матери, вышедшей на первые ступени иерархии в последних двух поколениях). Исходя из этих данных, мы можем говорить о том, что одни и те же материнские установки передаются из поколения в поколение и считаются важными в воспитании дочерей.
В нашем случае модель материнского поведения выглядит относительно статичной, т.е. изменение исторической и социальной обстановки в каждом поколении если и отразилось на ней, то незначительно и не привело к изменению сложившегося материнского отношения к воспитательному процессу. Подобная неизменность взглядов может быть связана с тем, что филогенетически женщина более устойчива (Ильин Е.П., 2002) и ориентирована на сохранение существующих семейных традиций и это отражается на скорости видоизменения паттернов материнского поведения. Эти процессы протекают медленно и трех поколений, по всей видимости, недостаточно для формирования новых материнских установок.
В отличие от женщин, мужчины характеризуются филогенетической пластичностью и ориентацией на поисковое поведение. Поэтому их модель отцовского поведения динамична и зависима от конкретных социальных условий, в которых мужчина должен ориентироваться и привносить этот опыт в семью. В таблице 5 мы видим, что в группе Отцов и Сыновей существуют новые значимые установки на выполнение роли отца, которых нет в предыдущем поколении. Эти данные свидетельствуют о значительных различиях в значимых отцовских установках в каждом из трех поколений. Главные аспекты воспитания отличаются также явно, как исторические и социальные события, характеризующие каждое из этих поколений.
Таблица 5. Иерархия отцовских установок по трем поколениям.
Группа Дедушек |
Группа Отцов |
Группа Сыновей | |
1 |
Вербализация |
Супружеские конфликты |
Сверхавторитет отца |
2 |
Товарищество с ребенком |
Зависимость от семьи |
Вербализация |
3 |
Жертвенность |
Вербализация |
Опасение обидеть |
4 |
Подавление воли ребенка |
Товарищество с ребенком |
Товарищество с ребенком |
5 |
Супружеские конфликты |
Доминирование отца |
Поощрение активности |
6 |
Сверхавторитет отца |
Несамостоятельность отца |
Подавление воли ребенка |
7 |
Доминирование отца |
Жертвенность |
Строгость отца |
Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза об отцовских установках мужчин, в большей мере зависящих от конкретной социальной ситуации, чем материнские установки на уровне качественного анализа подтвердилась.
Делая вывод из сравнения степени воспроизведения материнских и отцовских установок, отметим, что обе предложенные нами гипотезы подтвердились. У мужчин действительно из поколения в поколение передается меньшее число установок на выполнение роли отца, чем у женщин установок на выполнение роли матери. Кроме того, отцовские установки мужчин в большей мере зависят от конкретной социальной ситуации, чем материнские установки. Одно из объяснений этому факту может заключаться в том, что филогенетически женщина более устойчива и ориентирована на сохранение существующих семейных традиций, а мужчины характеризуются филогенетической пластичностью и ориентацией на поисковое приспособительное и информирующее поведение.
Психолого-педагогические методики
нравственного воспитания подростков
В последнее время психолого-педагогические методики стали доступны, особенно с введением в школу психологической службы. И, педагог должен их осваивать, максимально приспосабливая к условиям реального воспитательного процесса: выбирая те или иные методики в зависимости от поставленной цели: изучения учащихся, классного коллектива, хода ...
Теоретические основы проблемы управления конфликтами в
педагогическом коллективе. Исследование проблемы управления конфликтами в
педагогическом коллективе
Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию "конфликт". Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт. Одна группа ученых-социологов считает, что конфликт должен включать особую переменную - разногласия (Дерендорф). Согласно мнению других ученых ...
Манеры и логика действия.
Внешний облик и манеры поведения проявляются в совокупности, создавая единый образ человека, который, так или иначе, оцениваются окружающими.
Манеры поведения делают человека узнаваемым, они могут усиливать или ослаблять воздействие человека на окружающих.
Факторы притягивающих манер:
· выразительность;
· воспитанность;
· открытост ...