Разработка концепции соотношения методологии, теории и практики психологии управления невозможна без учета того обстоятельства, что Россия со времен после Витте и Столыпина переживает глубокий кризис в сфере управления. Его сущность заключается в неспособности управления реализовать богатый потенциал страны. Государственный секретарь США Колин Пауэлл говорил, что Россия обладает впечатляющим стратегическим, энергетическим и экономическим потенциалом, ее талантливые и хорошо образованные люди добились многих выдающихся успехов в науке, технике и искусстве. Вот уже десять лет Россия продолжает эксперимент, проводя беспрецедентные политические и экономические преобразования, добавим: для которых нужно соответствующее управление. Причины кризиса кроются в следующем:
1. Недооценка достижений мировой теории управления.
2. Качество управленческих кадров. А.Н. Яковлев в своей книге "Омут памяти" заявляет: беда Горбачева и Ельцина заключалась в том, что они окружили себя шпаной [4] К сожалению, это не только было, но и существует на всех уровнях управления. О качестве кадров управления говорит и то, что при опросе 40% чиновников не смогли ответить на вопрос, в чем заключаются государственные интересы.
3. Наличие теневого управления. Если произошло в определенной мере устранение от управления олигархов в общероссийском масштабе, то в регионах, на местах они либо влияют на принимаемые решения, либо рвутся к власти.
4. Игнорирование психологического аспекта управления. Имеет место чрезмерное превалирование экономических и административных методов управления. Психологический аспект управления представлен преимущественно тем, что работников держат в страхе потерять свое место.
Существует только один путь выхода из кризиса - устранение этих причин усилиями науки и общественной практики, дальнейшая разработка методологии и теории психологии управления, усиление внимания в практике к психологическому аспекту управления.
Исходным пунктом решения названных задач является методология психологии управления как науки. Объясняется это тем, что психологический аспект управления как реальность, имея свою специфику, свои законы, в то же время подчинен более общим законам, присущим бытию и его отдельным сферам, управлению в обществе, живой природе и технических системах.
Надо также иметь в виду, что в психологии управления, как и во всякой науке, объективно существуют методологические проблемы, которые нельзя решить без методологии.
Исходя из этого, методология психологии управления включает в себя философию, общую теорию систем, информатику, кибернетику, социальную психологию, теорию управления обществом, отраслевые управленческие теории. Видно, что эта методология - многоуровневая.
С помощью методологии решаются такие методологические проблемы психологии управления, как природа ее законов и принципов, система ее понятий, система применяемых в ней методов, логика познания психологических связей, отношений между субъектом и объектом управления, внутренняя и внешняя структура психологии управления как науки.
Общеметодологической основой понимания управления, его психологического аспекта являются философские категории. Так, философские категории взаимодействия субъекта и объекта ориентируют на то, чтобы управление, человеческие отношения в его сфере рассматривать как вид взаимодействия между субъектом и объектом управления. С помощью философской категории отражения раскрывается содержание информационных процессов в управлении, в общении управляющих и управляемых.
Психологические проблемы управления решаются в рамках социальных, органических и технических систем. И это требует знания, использования законов, понятий, принципов общей теории систем, осуществления системного подхода
Применение положений информатики помогает рассмотреть психологический аспект управления, в частности управленческое общение, как информационный процесс.
Плодотворно при решении всех проблем управления, в том числе и психологических, обращаться к кибернетике как общей (абстрактной) теории управления. Она вооружает общими законами, понятиями, принт тилями и методами, применяемыми в системах управления любого рода: социальных, живых, технических. Можно смело утверждать, что многие ошибки в управлении объясняются незнанием или слабым знанием кибернетики теми, кто управляет.
Психология как наука
Что же представляет собой психология как наука? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Психология очень старая ...
Коллекционирование как игра
К игровой деятельности можно отнести и бесчисленные увлечения людей, которым они предаются в часы досуга, тратя не только время, но и огромные деньги. Классическими увлечениями, имеющими наиболее широкое распространение, является коллекционирование тех или иных предметов: марок, монет, открыток и т.п. Коллекционирование следует главному ...
Качественные и количественные особенности педагогической толерантности
Педагогическая толерантность, по нашему мнению, является одним из профессионально важных качеств личности учителя, которая является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение.
Средний балл коммуникативной интолерантности 41,04 при максимал ...