Информация » Теоретические проблемы психологии управления » Некоторые вопросы практики психологии управления

Некоторые вопросы практики психологии управления
Страница 1

Высокий уровень разработки теории управления при условии умелого применения ее положений обеспечит эффективность практики управления, даст возможность решить проблемы современного оптимального типа руководителя и стиля управления, применения в его сфере психологических методов и тем самым преодолеть пагубные последствия их игнорирования.

В сложившихся условиях приходится отмечать дисгармонию в отношениях между руководителями и подчиненными. Принижено положение рядового работника и коллектива, имеют место нерегулярная выплата заработной платы, плохие условия труда и производственного быта, игнорирование социальных нужд, низкая заработная плата, плохая информированность работников, произвол со стороны руководителей, злоупотребление служебным положением в личных целях, которые люди вынуждены терпеть из-за трудностей устройства на работу и отсутствия современного кодекса законов о труде, обеспечивающего права человека в области трудовых отношений.

Во многом это связано с тем, что демократизация не затронула такой огромный пласт общества, как коллективы организаций. Как следствие, превалирующим типом руководителя во многих организациях стал авторитарно-бюрократический тип, которому присущ авторитарно-бюрократический стиль управления.

Совершенно очевидно, что в демократическом обществе эффективность управления, нормальные отношения между руководителями и работниками могут быть достигнуты только при демократическом типе руководителя с присущим ему демократическим стилем управления.

В связи с этим должен быть совершен поворот от чрезмерного увлечения экономическими и административными методами, ведущими к усилению экономической и административной зависимости работников, к психологическим методам управления, способствующим удовлетворенности характером, содержанием и условиями труда, учитывающим потребности, интересы человека, мотивирующим его к труду.

Особое значение приобретают психологические методы при решении проблем антикризисного управления на территориях и в организациях, корпоративного управления, связанных с преодолением конфликтных ситуаций и направленных на оздоровление общества и ликвидацию теневого управления.

Антикризисное управление может рассчитывать на успех, результативность только в том случае, если общество понимает, что оно является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Вместе с тем пока у общества нет адекватного восприятия этого феномена

Недооценка роли антикризисного управления в сознании общества связана с тем, что в последнее время было принижено значение материального производства как основы материального и духовного благополучия. Происходил спад выпуска промышленной продукции. Перестала быть престижной работа на производстве. Резко сократился прием в технические вузы. Ныне обстановка изменяется в связи с начавшимся ростом промышленного производства, увеличением приема в технические и сельскохозяйственные вузы. При этом нельзя обольщаться, так как надежность этих тенденций должна быть подкреплена обновлением технико-технологической базы производства, усилением внимания к проблеме его эффективности, принятием законов, обеспечивающих дальнейшее развитие рыночной экономики, защиту частной собственности, эффективность антикризисного управления.

В обществе необходимо формировать психологическую устойчивость по отношению к кризису. Для этого нужно понимать, что кризис связан с природой рыночной экономики.

Кризис на предприятии не может быть поводом для панических настроений. Нельзя поддаваться панике. Необходимо правильное восприятие данного, конкретного кризиса, предполагающее выяснение того, какой характер он носит - негативный или позитивный, то есть требует пересмотра стратегия управления.

Очень важно понимание того, что нельзя банкротство выносить за рамки антикризисного управления. Оно является элементом этого управления.

Совершенно недопустимо, чтобы кризисное состояние предприятия вызвало борьбу, тем более вражду, в которую окажутся втянутыми акционеры, управляющие, кредиторы, дебиторы и трудовой коллектив. Это носит разрушительный характер. Успешное разрешение кризиса возможно, если их поведение, отношения между ними будут представлять собой компромисс.

Все участники антикризисного процесса должны понимать, что антикризисное управление - это система определенного вида деятельности, это методология, методика, технология. Антикризисное управление имеет своей целью, прежде всего, профилактику кризиса. А в том случае, когда кризис стал фактом, оно должно стать исцеляющим лекарством.

Сложный, противоречивый, связанный с серьезным риском характер антикризисного управления предъявляет чрезвычайно высокие профессионально-психологические требования к антикризисным управляющим, представляющим собой элитный слой управляющих.

Они нуждаются в особой профессиональной и психологической подготовке, специальных экономических знаниях, умениях принципиально и гибко строить свои отношения с акционерами, кредиторами, дебиторами и трудовым коллективом с учетом специфики каждой из этих групп. Здесь необходимы способности слушать, убеждать, внушать, находить аргументы, быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, идти на риск, проявлять сильную волю, обладать маркетинговым мышлением.

Страницы: 1 2 3


Значение теории Гальперина в психодиагностике интеллекта
Известно, что в нашей стране психодиагностика интеллекта была под запретом более двадцати лет. Затем появились призывы вернуться к разработке ее проблем [30], но до возникновения реального интереса к этому виду психологической работы прошло еще более двух десятилетий. В настоящее время психодиагностика интеллекта заняла прочное место в ...

Агрессия. Типы агрессии
Агрессия (по Р. Бэрону)– любая форма поведения, направленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Классификация агрессии (по А. Бассу): 1) враждебная (главная цель – причинение страданий жертве); 2) инструментальная (агрессор нападает на жертву, цель не связана с нанесением ...

Педагогическая толерантность как профессионально важное качество учителя. Оценка эффективности педагогической деятельности
Воспитательная и обучающая деятельность, являясь основным видом профессиональной деятельности педагога, охватывает другие виды педагогической деятельности, такие как методическая, организационно-управленческая. Если предположить, что педагогическая толерантность является профессионально важным качеством, то она должна оказывать влияние ...