2) Располагаю ли я достаточной информацией, чтобы
принять качественное решение?
3) Структурирована ли проблема?
4) Является ли согласие подчиненных с выбранным решением существенным для его эффективного выполнения?
5) Если бы вам нужно было принимать решение самостоятельно, есть у вас достаточная уверенность в том, что оно будет поддержано вашими подчиненными?
6) Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут способствовать, решив эту проблему?
7) Не чревато ли выбранное решение конфликтом между подчиненными?
Таким образом, последовательно отвечая на каждый вопрос, руководитель находит критерий проблемы и, в конечном счете, подбирает соответствующий стиль
руководства.
Основные выводы:
1. Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству.
2. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации.
3. Руководитель должен всегда быть готовым для переоценки суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства.
Трехфакторная модель руководства как объединение трех подходов (личностного, поведенческого и ситуационного).
Наиболее полный и адекватный анализ стиля руководства может быть построен на основе трехфакторной модели, разработанный совместно М. Биркенбилем и Ф.Е. Фидлером.
Сущность модели заключается в следующем: любой стиль руководства зависит от трех факторов:
1) Индивидуальные характеристики руководителя;важнейшими чертами характера руководителя являются: стремление к доминированию, коммуникационные способности и гибкость. Кроме того, немаловажное значение здесь имеют система ценностных ориентаций руководителя, его уверенность в своих подчиненных, индивидуальные предпочтения в области руководства.
2) Факторы, касающиеся подчиненных:
квалификация подчиненных: чем выше квалификация сотрудников, тем меньше руководитель должен заботится о ней. Это значит, что главным образом он может заниматься обдумыванием и распределением заданий.
Чем ниже квалификация сотрудников, тем больше руководителю приходится контролировать, критиковать, побуждать;
индивидуальные характеристики подчиненных;
ожидания подчиненных относительно того, как
руководитель должен взаимодействовать с ними;
уверенность подчиненных в своем руководителе.
3) Ситуация, в которой находится руководитель со своей группой, и которая
имеет следующие характеристики:
- тип организации (ценности, традиции организации, размер рабочего подразделения, географическое месторасположение, наличие филиалов, степень внутренней и внешней стабильности организации, секретность деятельности и др.)
- групповая эффективность (опыт совместного функционирования группы, уверенность членов группы в том, что они способны решать проблемы, общность и единое понимание целей, совместимость членов группы и др.)
- характер проблемы (трудность, нестандартность, срочность, требование для решения особых знаний и навыков и др.)
Выявление стиля руководства классного руководителя.
Изучив уровень межличностных отношений в классе, мы решили выяснить, какое влияние на характер межличностных отношений оказывает классный руководитель и его стиль руководства. Для этого было проведено изучение структуры формальных и неформальных отношений классного коллектива, который возглавляет классный руководитель с определенным сти ...
Теория психологии управления
Психологический аспект управления включает в себя три момента. Первый - психологическое состояние объекта управления с точки зрения его способности воспринимать управляющее воздействие, в качестве которого выступают общество, его определенная сфера, социальная группа, коллектив. Второй - психологическое состояние субъекта управления, ко ...
Проявление бессознательного в поведении человека
Все неосознаваемые психические процессы разделяют на три класса:
- неосознаваемые механизмы сознательных действий,
- неосознаваемые побудители сознательных действий,
- «надсознательные» процессы. ...