Межличностные отношения в группе
Страница 1

Межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности.

Межличностная роль фиксирует положение человека в системе групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальных ролей вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений.

Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений - процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами область исследования социологии. Общение, осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому.

Общение в группе как специфический вид взаимодействия с помощью разнообразных коммуникативных средств может выполнять многие функции, а именно:

· обмена познавательной и экспрессивной информацией;

· планирования и организации друг друга в совместной деятельности;

· восприятия и понимания друг друга в совместной деятельности.

Можно выделить несколько черт, присущих "групповому мышлению:

Конформизм, как специфическая ответная реакция на социальные воздействия. Групповой конформизм присущ личности или одной группе лиц в отношении другой, а также меньшинству в отношении большинства. Увеличивать вероятность конформных реакций будут высокая сплоченность группы и возможность осуществления ею социального контроля и негативного подкрепления (наказания) своих членов. Численность группы, характер деятельности и коммуникации связаны с уровнем конформизма более сложной зависимостью. Но групповой конформизм действует лишь в рамках членства, то есть этот вид конформизма проявляется у личности лишь в том случае, если она является или считает себя членом данной группы, а также у группы в отношении других групп, если они связаны совместной деятельностью или входят в состав единой социальной общности. Таким образом, групповой конформизм характеризует процессы социального взаимодействия.

Особой разновидностью той же зависимости является негативизм (нонконформизм) – стремление, во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства.

Практически все возникающие в процессе труда взаимоотношения рано или поздно приводят к конфликтам. Но их характер (конструктивный или деструктивный) зависит, прежде всего, от установок и навыков сторон (а также от имеющихся в их распоряжении времени и других ресурсов). Если работник организации стремится быть услышанным коллегами и менеджерами, он должен уметь обосновывать и отстаивать свою позицию.

Основная причина большинства ролевых конфликтов сотрудников организаций – противоречащий их воззрениям прямой приказ руководства. Значительно реже ролевой конфликт возникает следствие противоречий исполняемых индивидом ролей

Страницы: 1 2


Этапы, ведущие к суициду. Предсуицид
Период времени от возникновения первых суицидальных мыслей и переживаний до их реализации (предсуицид) характеризуется особым психическим состоянием, которое обуславливает повышенную готовность и вероятность суицидального действия. В свою очередь, в предсуициде можно выделить две фазы: предиспозиционную и суицидальную. 1. Предиспозицио ...

Методики для исследования
1. Методика «Таблицы Шульте». (Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф.1998) Исследовать скорость переключения внимания, работоспособность и утомляемость в условиях активного выбора полезной информации каждым обследуемым. Испытуемым предлагается показать числа от 1 до 25, называя их вслух на время. Методика проведения эксперимента «Таблицы Шульте»: ...

Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)
Опросник КОС применяется для диагностики потенциальных возможностей людей в развитии их коммуникативных и организаторских способностей. Она базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях (которые знакомы испытуемому по его личному опыту) (Приложение В). Ответы испытуемо ...