Методики для исследования

1. Методика «Таблицы Шульте». (Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф.1998)

Исследовать скорость переключения внимания, работоспособность и утомляемость в условиях активного выбора полезной информации каждым обследуемым. Испытуемым предлагается показать числа от 1 до 25, называя их вслух на время.

Методика проведения эксперимента «Таблицы Шульте»:

В ходе исследования нужно определить время (с) выбора испытуемым цифр от 1 до 25 в 5 квадратах. Подсчитать среднее время поиска цифр в квадратах. На основании полученных количественных данных начертить график, на котором по оси абсцисс отложить номера квадратов (1,2,3,4.5), а по оси ординат - время поиска всех цифр в соответствующем квадрате.

Сопоставление времени, затраченного испытуемым на каждый квадрат, позволяет судить о способности к переключению внимания. Кроме того, позволяет сделать заключение об устойчивости внимания и работоспособности в динамике.

2. Методика «Исследование переключения внимания (с помощью таблиц Э. Шульте в модификации В. Марищука, И. Сысоева и др)».

Определить уровень переключаемости внимания. Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Первый и второй опыт проводят на одном бланке. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в порядке убывания.

Третье задание выполняется на другом бланке и заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке.

Экспериментатор фиксирует время выполнения задания на каждом этапе и сообщает его испытуемому.

Методика проведения эксперимента «Исследование переключения внимания (с помощью таблиц Э. Шульте в модификации В. Марищука, И. Сысоева и др)»:

Определить время (Т) нахождения чисел на каждом этапе. Установить время переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых. Показатель времени переключения "Т" подсчитывают по формуле.

Т = Т3 – (T1+T2), где

T1 – время, потраченное испытуемым на выполнение первой серии;

Т2 – время, потраченное на выполнение второй серии;

Т3 – время, потраченное на выполнение третьей серии.

Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.

Порядок проведения диагностики:

В исследовании принимали участие 16 человек (8 женщин и 8 мужчин). Исследование проводилось индивидуально. Перед началом работы испытуемым прочитывается инструкция. Если вопросов нет, переворачиваем листы и по команде «Начали»- работаем.


Отношение Ислама к суициду
Ислам относится к самоубийству с осуждением, однако, как и иудаизм, признает смягчающие обстоятельства. Если мусульманский закон и порицает самоубийство, то не столько в силу религиозных установлений, сколько из соображений гуманности. Если говорить о религиозном аспекте этого деяния, то, с точки зрения ислама, преступность суицида закл ...

Понятие бессознательного
Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утр ...

Мотивация искажения информации
Внутри психологического параметра важными являются причины и цели обмана, синтезированные в мотивах, роль эмоций в генезисе лжи. Доминирующими эмоциями, стимулирующими ложь/обман, являются страх, боязнь, малодушие. Первопричиной лжи и обмана являются любовь к близким, жалость, сострадание, желание защитить. Помимо перечисленных доминиру ...