Проведенный Тиссером и Кэмпбеллом эксперимента целом подтвердил их гипотезу. Причем тенденцию использовать этот механизм в большей степени проявили люди с низким уровнем самоуважения.
В работе Г. Каплана описана тактика поддержания самоотношения, которая может быть названа тактикой обесценивания (Кар1ап И., 1980). Суть ее состоит в том, что человек делает предметом своего самовосприятия не только собственные личностные качества, но и саму оценку этих качеств. В таком случае негативная оценка собственных качеств также может входить в “объективированное Я” как качество или черта, например самокритичность. Следовательно, человек, низко оценивающий себя по какой-то черте, не будет утрачивать самоуважения, если в субъективной иерархии ценностей данная черта стоит ниже, чем “честность перед самим собой”, “самокритичность” и т. п.
Возможности защиты самоотношения заложены уже в его строении (Столин В.В., 1985). Благодаря многомерности самоотношения возможно одновременное поддержание глобального самоотношения на высоком уровне и какого-то аспекта самоотношения, прежде всего самоуважения, - на низком. При этом низкое самоуважение компенсируется повышением симпатии к себе, а повышение симпатии “покупается” ценой сохранения низкого самоуважения.
Экспериментальные исследования в целом подтвердили гипотезу: люди, отождествляющие себя с “несимпатичными” другими, избегают выбирать в качестве объединяющих их с этими другими “несимпатичные” признаки, компенсируя, однако, недобор негативных характеристик приписыванием себе “неуважаемых” черт. В этом эксперименте был также выявлен феномен “предохранительного клапана”, т. е. такого защитного механизма самоотношения, благодаря которому прежде всего блокируется антипатия к себе: падение симпатии не приводит к нарастанию антипатии. Человек действует по принципу: “Из того, что я не хорош, еще не следует, что я плох”.
Защита себя от антипатии является наиболее важным аспектом защиты самоотношения. Субъект жертвует истинностью своего “Я-образа” для того, чтобы не допустить явной, сознаваемой антипатии к себе. Человек может действовать по принципу: “Да, я не хорош, потому что слаб, но я не плох”. Поддержание стабильного самоотношения обеспечивает возможность постоянной стратегии по отношению к самому себе, выражающейся как во внешней, социально-предметной деятельности, так и во внутриличностной активности.
Механизмы защиты самоотношения, таким образом, не менее важный объект психодиагностики, чем содержание “Я-концепции” и самоотношение.
Представления о себе могут относиться к разным сферам проявления человека. Такие исследователи, как И. Джеме, К. Роджерс, М. Розенберг выделили различные формы представлений о себе, дифференцированные либо по сфере проявлений человека (“социальное Я”, “духовное Я”, “физическое Я”, “интимное Я”, “публичное Я”, “моральное Я”, “семейное Я” и т. д.), либо как реальность и идеал (“реальное Я”, “идеальное Я”), либо на временном континууме (“Я в прошлом”, “Я в настоящем”), либо по какому-то иному существенному признаку.
Насколько все эти представления у субъекта действительно существуют как относительно самостоятельные, насколько они по-разному связаны с самоотношением и поведением в соответствующих ситуациях - эти вопросы остаются открытыми. С точки зрения ориентации на психологическую помощь, важно знать, в какой именно сфере деятельности субъект переживает себя состоятельным или несостоятельным, на чем содержательно базирует свое самоуважение, стремится ли к достижению своего идеала, переживает ли разорванность своего “интимного Я” и публичной самопрезентации. Эти аспекты самосознания должны отражаться с помощью психодиагностических методик.
Развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников. Выявление уровня развития
познавательных процессов умственно отсталых школьников
Экспериментальное исследование развития познавательных процессов у умственно отсталых школьников проводилось в коррекционной школе VIII вид г. Благовещенска. В обследовании участвовала группа детей из 22 человек. Работа проводилась в следующем порядке:
1. Обследование познавательных процессов детей;
2. Разработка и проведение дидактич ...
Отношение Буддизма к суициду
Отношение к суициду в буддизме отличается от отношения в вышеназванных религиозных конфессиях. Буддизм в гораздо меньшей степени, чем иудаизм, ислам и особенно христианство, озабочены этической оценкой суицида и вообще не склонны рассматривать самоубийство как вопрос первостепенной важности. Данная религия провозглашает повторяемость зе ...
Сущность делового
общения
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые опр ...