В результате проведенного нами исследования было установлено, что действительно имеет место зависимость адекватности самооценки от формы ишемического заболевания сердца. В данном исследовании выяснилось, что перенесенный инфаркт, по-видимому, сильно «спутывает» представления личности о себе самой, до такой степени, что установить, как личность оценивает саму себя, становится затруднительно. Больные с сердечной недостаточностью имеют тенденцию к снижению самооценки, в то время как больные со стенокардией – тенденцию к завышению. Наибольшее число больных с адекватной самооценкой в группе со стенокардической формой заболевания.
Если учитывать тот факт, что самооценка является эмоционально окрашенным отношением к себе, то можно говорить о том, что у больных ишемическим заболеванием должен изменяться эмоциональный фон жизни, изменяться отношение к себе в деятельности. Больные с заниженной самооценкой (в этой группе больше всего больных с сердечной недостаточностью), по большому счету не принимают себя. Больные с неадекватно завышенной самооценкой (таковых большинство в группе со стенокардией), по-видимому, таким образом, в психологическом смысле компенсируют болезнь. Самооценка может выступать психологическим показателем ограниченности возможностей. Очевидно, что больные с неадекватной самооценкой, вызванной болезнью, не способны эффективно выполнять важнейшие виды деятельности, в частности, профессиональную.
В дальнейшем мы планируем исследовать содержательную сторону самооценки в различных сферах жизни больных с ишемической болезнью сердца. Интерес представляют сферы «Здоровье», «Семейная жизнь», «Работа», «Любовь окружающих», «Счастье». В качестве продолжения настоящей работы планируется сбор данных при помощи опросников и бесед.
Детство
Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г., в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но, несмотря на это, он был исключен из последнего класса за активное участие в революционном движении. ...
Процесс познания в учении Д. Локка
Исходным пунктом теории познания Локка является положение, что в мыслях нет ничего, чего не было бы в чувствах. Эту идею он развивает и обосновывает в своем главном труде "Опыт о человеческом разуме", где придерживается принципа "на опыте основывается все знание". По Локку, человек от рождения не имеет никаких принци ...
Девиантное поведение несовершеннолетних
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарны ...