Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик.
Желание “натянуть” психологические особенности человека, его внутренннее состояние в данный момент и еще 15 параметров, в итоге влияющих на рисунок, на отношение к бренду и намерение покупки часто напоминает желание мачехи из сказки про Золушку натянуть хрустальную туфельку 35 размера на ногу своей дочери 41 размера.
Вот к каким выводам пришли психологи после исследований результатов рисуночных тестов.
Автор рисунка может двумя способами продемонстрировать, что данная деталь, или комбинация деталей, или способ их изображения (с точки зрения пропорций или использования пространства, по отдельности или в целом) имеет для него особое значение.
Позитивный способ:
· открытое проявление эмоций непосредственно перед, во время или после рисования, во время комментирования нарисованного либо в последующей беседе;
· необычная последовательность изображения деталей рисунка {"нормальная" последовательность описана в тесте "Дом-Дерево-Человек";
· необычное отношение, проявляющееся в частом стирании ластиком (особенно если рисунок при этом не улучшается), возврат к нарисованному во время выполнения данного или последующих рисунков (тест "Дом-Дерево-Человек") либо слишком большая трата времени на изображение деталей;
· необычная манера изображения деталей;
· непроизвольное назойливое повторение при выполнении какого-то фрагмента рисунка;
· комментарии (спонтанные или выполненные по просьбе исследователя), касающиеся рисунка в целом или его отдельных фрагментов.
Негативный способ:
· незавершенные детали;
· пропуск одной или больше обязательной детали (см. тест "ДДЧ");
· уклончивый комментарий относительно рисунка или отказ от него.
Интерпретация значимых деталей и (или) способа их изображения поможет нам понять все желания, страхи, конфликты, стремления испытуемого.
Важно, чтобы испытуемый мог участвовать в интерпретации результатов его работы. Наблюдения показали, что так называемое универсальное и абсолютное значение тех или иных символов может радикально изменяться при определенных конфигурациях. То есть общепринятое значение полученных деталей или способа их изображения может почти полностью преобразиться благодаря тому уникальному смыслу, которым наделяет их испытуемый и который мог бы быть совершенно упущен, если бы у испытуемого не было возможности рассказать о нем.
Адекватная интерпретация отдельных фрагментов может быть сделана только в том случае, если учитывается их взаимосвязь с общей конфигурацией рисунка.
Интерпретация должна проводиться с большой осторожностью и в свете максимально полной информации об испытуемом и окружающей его обстановке (как в прошлом, так и в настоящем).
Описание методики
1 методика. Для выявления уровня тревожности студентов первого курса психологического факультета, мы использовали методику «Личностная шкала проявления тревоги». Автором этой методики является Дж. Тейлор. Адаптирован опростник Т.А.Немчиным (1966). В 1975 г. В.Г. Норакидзе дополнил опростник шкалой малой лжи, которая позволят судить о де ...
Предмет, объект виды судебно-психологической экспертизы
От правильного выбора методов исследования во многом зависит качество и научный уровень каждой конкретной экспертизы. Однако ни один из используемых в СПЭ методов не ведет непосредственно к ответу на стоящий перед экспертом вопрос. Необходимо применение нескольких экспериментальных, тестовых, анкетных и других методов, направленных на в ...
Эксперименты
В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие стало для него очень важным, поскольку послужи ...