Проблема эмпатии личности приобретает особую актуальность в связи с общими тенденциями психологии современного общества, которое становится всё более жёстким, рациональным, прагматичным. С этой точки зрения развитие эмпатии у личности представляется своего рода социальным заказом, так как оно ведёт к решению целого ряда психологических проблем, в том числе к снижению уровня агрессии и к профилактике межличностных конфликтов в обществе.
Функционирование эмпатии определяется ценностями и мотивационными установками личности. Эмпатия является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми; проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям; ведёт к развитию гуманистических ценностей личности; сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих её признаков.
Анализ теоретических и экспериментальных исследований, посвящённых проблеме эмпатии, позволяет сделать вывод об отсутствии единого понимания сущности и структуры данного феномена. Одними авторами она определяется, как способность личности проникать в психику другого человека, с помощью вчувствования субъекта в себя или в объект, другими – как процесс, свойство, состояние психики.
Изначально термин «эмпатия» понимался как симпатия, вчувствование и был созвучен таким понятиям как «сопереживание», «сострадание. Американские психологи конца ХIХ – начала ХХ века значительно дополнили исследования философов эстетиков в изучении симпатии, придали ей социальный статус, указали на её регулятивную функцию (улучшение отношений между людьми), определили взаимосвязь между чувственным восприятием и физическим поведением человека, выделили компоненты эмпатии: когнитивный, эмоциональный, личностно-мотивационный и поведенческий; психологические механизмы её развития: заражение, подражание, проекцию, интроекцию, идентификацию и др. и процессы её проявления: симпатию, сочувствие, сопереживание, содействие.
В психологию термин «эмпатия» ввёл в 1909 году американский психолог Э. Титченер, что в переводе с немецкого слова еinfuhlung – «вчувствование в .». В словарях английского языка понятие «эмпатия» впервые появилось в 1912 году. В зарубежной психологической литературе оно получило распространение в начале 50-х годов XX века.
В отечественной психологии эмпатия рассматривается как процесс, в котором мыслительные и эмоциональные стороны представляют неразрывное единство. Ряд психологов, выделяют не только когнитивный и эмоциональный, но и поведенческий компонент эмпатийного взаимодействия. Особый интерес представляют работы, в которых эмпатические переживания рассматриваются как мотив альтруистического поведения. В исследованиях, изучающих помогающее поведение и эмпатию, представляет интерес подход, в котором выделяют действенную эмпатию, характеризующуюся активным содействием, помощью другой личности или группе.
Анализ психологической литературы по проблеме эмпатии позволил структурировать и выявить следующие подходы к её исследованию в зарубежной и отечественной психологии: аффективный, аффективно-когнитивный, когнитивный, интегративный.
На основе выявленных подходов к изучению эмпатии мы выделили структуру данного феномена, которая включает в себя: познавательные, эмоциональные процессы, личностно-мотивационные компоненты и поведенческие формы проявления.
В результате анализа специальной литературы по проблеме эмпатии выявлена четырёхкомпонентная структурно – теоретическая модель эмпатии, которая включает в себя следующие компоненты и их составляющие:
когнитивный компонент, в который вошли познавательные процессы, характеризующие способности личности, как: эмоциональное восприятие, эмоциональная память, воображение, интуиция;
эмоциональный компонент, включающий в себя эмоциональные процессы, характеризующие свойства личности такие, как: эмоциональная чувствительность (сензитивность), эмоциональное состояние;
личностно - мотивационный компонент, в состав которого вошли – черты личности и особенности мотивации, определяющие направленность личности по отношению к другой: доброта, отзывчивость, толерантность, желание помогать, социальный интерес;
поведенческий компонент включает поведенческие формы проявления эмпатии, характеризующие коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: симпатию, сочувствие, сопереживание, содействие.
Результаты теоретического анализа позволили нам сформулировать определение эмпатии, которое звучит следующим образом:
Эмпатия – это полисистемное комплексное психологическое явление, характеризующее целостную личность, подразумевающее когнитивный, эмоциональный, личностно-мотивационный и поведенческий компоненты, позволяющее эмоционально воспринимать, адекватно интерпретировать и отзываться на эмоциональное состояние и аффективные ориентации другого в форме сопереживания, содействия.
Теоретические исследования психологических подходов к проблеме эмпатии позволяют подчеркнуть историческую взаимосвязь философского осмысления и психологических исследований эмпатии, а так же углубить и расширить представления об эмпатии и её структуре. (12, с. 147-156)
Логические законы речевой коммуникации.
Логичность речи
– важная составляющая ее содержательности. ...
Основные направления работы социального педагога с трудновоспитуемыми
детьми.
Они определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике социального педагога, на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества в ...
Психология групп
Лекция №7 (28 ноября 2007г.)
Малые группы (МГ)
МГ– немногочисленная по составу реально существующая группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном … контакте.
Размер МГ
: нижняя граница – 2-3 члена, верхняя граница – количество членов группы, которые функционально способны выполнить сто ...