Информация » Взаимоотношения в семье как фактор эмоционального благополучия её членов » Изучение характера взаимоотношений в семье. Анализ полученных результатов

Изучение характера взаимоотношений в семье. Анализ полученных результатов
Страница 1

Для изучения характера взаимоотношений в семье были рассмотрены следующие факторы:

1. Типовые состояние семьи:

- эмоциональный комфорт;

- тревожность

2. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный.

3. Особенности семейного воспитания:

- создание условий родителями для правильного развития ребенка: нормальные жилищно-бытовые условия; организация места для занятий; создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.

- родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с детьми слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят с детьми в кино; поощряют любимые занятия ребенка).

- родители оказывают помощь в организации домашнего труда.

- дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье соответствующие полу ребёнка.

- родители видят недостатки в воспитании своих детей и корректно их минимизируют.

Первая часть практической работы по изучению характера взаимоотношений в семье проводилась с помощью следующих методов:

-беседа с родителями и детьми;

-тест –ОРО (опросник родительского отношения авторы А.Я. Варга, В.В. Столин), выполняемый родителями.

- опросник «Удовлетворённость браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)

-наблюдение

Исследование проводилось в г. Тынде на базе детского сада МУП ДОУ «Радуга». Были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей дошкольного возраста и полный состав семьи. Вся система работы направлена на выявление характера взаимоотношении в семье и уровня развития личностных качеств способствующих реализации социальной роли семьянина. Исследование направлено на ребенка дошкольного возраста. Следовательно, данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей т.е. отражают точку зрения детей дошкольного возраста.

Первым методом, использованным в исследовании семьи, была беседа.

Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав; количество детей, их возраст; образование и возраст родителей).

Код 01 . Состав семьи: полный. Мать –образование высшее, 25 л. Отец –образование средне-специаль, 36 л. Дети: 1. Слава, 6,5 л Код 02 . Состав семьи – полный. Мать –образование среднее, 28 л.Отец –образование высшее, 27 л. Дети: 1. Маша, 10 л. 2. Валя, 7 л. Код 03. Состав семьи – полный. Мать – образование среднее 30 л. Отец –образование высшее 35 л. Дети: 1. Ваня, 6,2 л. Код 04. Состав семьи – полный. Мать –образование высшее, 37 л. Отец –образование средне-специаль, 37 л. Дети: 1. Ваня, 12 л. 2. Степа, 10 л. 3. Люда, 6 л.10 м. Код 05.Состав семьи – полный. Мать –образование высшее, 37 л. Отец –образование высшее, 39 л. Дети: 1. Валя, 11 л.2. Саша, 6 л.5 м. Код 06. Состав семьи –полный. Мать – образование средне-специал., 25 л. Отец – образование средне-специал, 26 л. Дети: 1.Света, 6 л. Код 07. Состав семьи – полный. Мать –образование среднее, 36 л. Отец –образование средне–специальное, 37 л. Дети: 1. Сережа, 7л.1м. Код 08. Состав семьи – полный. Мать – образование средне-специальное, 28 л. Отец – образование средне-специальное, 29 л. Дети: 1. Таня, 5 л.11м. Код 09. Состав семьи – полный. Мать – образование средне-специаль., 31 л. Отец – образование среднее, 32 л. Дети: 1. Антон, 6 л.3м. Код 10. Состав семьи – полный. Мать – образование высшее, 37 л. Отец –образование высшее, 37 л. Дети: 1. Лена, 7 л.

1). Общий анализ данных выглядит следующим образом: 1. 100% из 10 семей имеет полный состав. 10% ( 1 семья - 06) формально полная. В этой семье отец практически не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов. 2. по количеству детей - 10% (04) имеет 3 детей, 20 % (02, 05) – 2 детей, 70% (01, 03,06, 07, 08, 09, 10) - 1 детей. Для родителей был предложен тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). (приложение 1)

Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, и его поступков.

Страницы: 1 2 3 4


Современные тенденции молодежной социализации.
Задачи данной главы – проследить ход основных тенденций молодежной социализации в современном обществе. На сегодняшний день картина не изменилась еще со времен перестройки. Основные варианты молодежной социализации – это норма и отклонения от нее. Нормальные неформалы стремятся к возрождению своей страны на основе нравственности и духов ...

Теории агрессии в психологии
В современной психологии не существует общепринятой теории агрессии. Рассмотрим наиболее фундаментальные и детально проработанные концепции. Старейшая из них – инстинктивистская теория агрессии (3. Фрейд, К. Лоренц), рассматривающая агрессивное поведение как врожденное. (2) Взгляды Фрейда на агрессию претерпевали значительные изменения ...

Влияние семьи на развитие детской агрессии
Существует огромное число исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родители—ребенок», эмоциональной депривацией в семье и детской агрессией. Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позити ...