Введение гуманитарного знания в педагогический процесс подготовки специалистов связано с преодолением противоречия между ценностями будущей профессиональной деятельности и человеческой самореализации.
Профессионализм всегда предполагает определенную ограниченность развития личности кругом задач, решаемых в процессе данного вида деятельности. В то же время в жизни каждого человека возможны обстоятельства, требующие перехода от ролевых отношений к личностно-смысловым. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда перед личностью возникает проблемно-конфликтная ситуация, разрешить которую с помощью ранее усвоенных стереотипов социального поведения представляется затруднительным. И тогда от человека требуется повышенная способность к ориентировке в сложной системе ее смыслообразующих мотивов и личностных смыслов. Именно в подобных положениях свободного выбора личность особенно рельефно проявляется как субъект деятельности.
Проблему постижения будущим специалистом смысла профессиональной деятельности многие исследователи связывают с личностным ростом
студентов, который рассматривается как позитивные изменения человека в реальных формах активности, вызванные интересами и потребностями профессионально значимого совершенствования. Существующая система подготовки студентов не считает личностный рост самостоятельным направлением работы. Вместе с тем расширение возможностей психологической практики делает актуальной задачу психологического сопровождения личностного роста студентов в ходе обучения. В качестве структурных элементов этого процесса Н.Р.Битянова предлагает рассматривать следующие шаги.
1. Самопознание. Для успешной организации личностного роста студенту необходимо уяснить для себя свои возможности, сильные и слабые стороны, т.е. необходимо самопознание, включающее самонаблюдение, самосознание, самоотношение, самоанализ, самооценку.
2. Самопобуждение. Предлагается использовать методы, способствующие склонности к профессиональному и личностному саморазвитию: самокритика, самостимулирование, волевые приемы.
3. Программирование профессионального и личностного роста. Переход от потребности к реальной деятельности предполагает формулирование целей и задач, определение путей, средств и методов этой деятельности.
4. Самореализация. Ее техника содержит приемы организационно-управленческого характера, интеллектуального развития, саморегуляции психических состояний.
Принципиальное отличие данной психологической технологии от теории и практики самовоспитания в том, что на всех этапах деятельность студента и практического психолога неотделима. В психологии уже сложилась практика разрешения проблем методом группового психологического тренинга. В этом случае наиболее эффективным оказывается тренинг личностного роста, представляющий собой совокупность психотехнических приемов, направленных на развитие навыков самопознания, саморегуляции и общения.
Таким образом, ключевой проблемой современного высшего образования является создание условий для готовности и способности выпускника к осуществлению субъектно опосредованной профессиональной деятельности. частному. В итоге они вместе с учителем: а) открывают в рассматриваемом объекте определенные существенные особенности (теоретические обобщения); б) фиксируют в своей учебной деятельности ряд содержательных мыслительных действий (способы теоретического мышления).
Ввeдeниe
Нaучнoe пoзнaниe в рaзличныe эпoхи пo-рaзнoму пeрeживaлo cвoи критичecкиe cocтoяния. Кризиc кoнцa XIX в. явилcя прeждe вceгo кризиcoм притязaний нaуки нa вceзнaйcтвo, кризиcoм вoзмoжнocти пoлнoгo пoзнaния тoгo или инoгo фрaгмeнтa дeйcтвитeльнocти. Oднaкo нoвыe oткрытия имeннo в тo врeмя ниcкoлькo нe oтрeзaли, a нaoбoрoт, oткрыли иccлeдo ...
5
11. Хвенчук О.
5
Таблица 2
Успеваемость по группам
I группа
II группа
«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»
27,5%
45%
27,5%
27,5%
45%
27,5%
Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом:
1 этап – составление и проведение двух уроков одинаковых по содержанию, но разны ...
Методология психологии управления
Разработка концепции соотношения методологии, теории и практики психологии управления невозможна без учета того обстоятельства, что Россия со времен после Витте и Столыпина переживает глубокий кризис в сфере управления. Его сущность заключается в неспособности управления реализовать богатый потенциал страны. Государственный секретарь СШ ...