Процесс оказания психологической помощи строится на построении специальных, так называемых терапевтических отношений между специалистом и клиентом. Особенностью их является атмосфера доверия и направленность бесед на решение проблем клиента. При этом специалисту (психологу, психотерапевту, социальному работнику и др.) приходится распознавать и принимать все переживания клиента, опираясь на свои личные качества и профессиональные навыки. Таким образом, специалист становится лицом, с одной стороны, сопереживающим клиенту и в той или иной мере эмоционально включенным в его жизненную проблемную ситуацию. С другой, стороны, он является наблюдателем, максимально нейтральным эмоционально, ищущим имеющиеся у клиента, но не используемые им способы избавления от проблемы.
Трудность создают также случаи, когда проблемная ситуация клиента в чем-то совпадает с жизненной обстановкой специалиста.
Особая роль в процессе общения отводится социальной перцепции.
Этот термин был введен Дж. Брунером в 1947 для обозначения факта социальной детерминации процессов восприятия. Позже этот термин приобрел несколько иной смысл, социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых "социальных объектов", под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
В социальной работе наибольшее значение имеет межличностная перцепция или восприятие человека человеком. Чтобы оказать квалифицированную помощь клиенту, социальный работник должен применять в своей деятельности ряд психологических механизмов, обеспечивающих процесс восприятия и помогающих перейти тот внешнего восприятия человека, нуждающегося в помощи социального работника, к познанию его внутреннего мира, пониманию его ценностей и личностных качеств, оценке и прогнозу поведения. К этим механизмам относятся: идентификация, эмпатия и аттракция.
"Идентификация буквально означает "уподобление себя другому" специалиста по социальной работе может использовать идентификацию для построения предположения о внутреннем состоянии клиента на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатию можно определить как эмоциональное чувствование или сопереживание другому, что является важным качеством социального работника. Механизм эмпатии сходен с механизмом идентификации: и в том, и в другом случае налицо "принятие в расчет" повеления другого человека.
Аттракция - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.
Для того чтобы обеспечить прогнозирование ситуации нужно принять в расчет "эффекты", возникающие в процессе межличностной перцепции. Наиболее значимыми являются: эффект ореола (наложение информации о клиенте на образ, созданный заранее), эффект новизны и первичности (т. е. то, что в восприятии знакомого человека последняя информация оказывается наиболее значимой, а при восприятии незнакомого человека преобладает информация, предъявленная ранее). Все эти эффекты можно рассматривать как проявление процесса стереотипизации, который может привести с одной стороны, к сокращению процесса познания, в случаях, когда это необходимо, а с другой стороны - к возникновению предубеждения. Социальному работнику важно в своей деятельности избегать таких предубеждений, так как они могут нанести серьезный вред общению с клиентом.
В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание клиента — его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к социальному работнику. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Изменения самооценки при различных заболеваниях
Вопрос о характере изменения самооценки при различных недугах исследован в настоящий момент недостаточно полно. Так как, психологи, в основном, занимаются психологическими проблемами человека, а не его психическими или соматическими недугами. И, тем не менее, даже имеющаяся по этому вопросу литература позволяет делать некоторые выводы о ...
Понятие воли
Понятием «воля» оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. Современная психиатрия рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека. Деятельность рассматривается как произвольная и целенаправленная тогда, когда ...
Развитие познавательных процессов умственно
отсталых школьников. Развитие внимания умственно отсталых школьников
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания [15].
Уровень развития внимания у учащихся вспомогательной школы весьма низок. Ум ...