Коммуникация – процесс взаимного обмена информацией между партнерами. Коммуникация как информационный процесс имеет ряд психологических особенностей:
1) Наличие у партнеров ролей
o коммуникатор – передает информацию
o реципиент – принимает информацию
2) Динамика смены ролей
, т.е. роли не статичны, для эффективной коммуникации должна быть смена ролей
3) Наличие единой системы кодификации и декодификации
– коммуникатор, кодифицируя свои мысли, должен использовать язык, который будет понятен реципиенту.
4) Потеря и искажение информации
± задумано – 100%
± высказано – 80% (забыл, не все можно сказать словами, передумал говорить, отвлекся и т.д.)
± выслушано – 60% (не расслышал, отвлекся, физиологические особенности, было неинтересно и т.д.)
± принято – 50%
± осталось в памяти – 25%
Затем реципиент становится коммуникатором, а 25% становятся снова 100% и т.д.
Это и есть механизм формирования сплетен и слухов.
Существует 2 правила для создания устной информации:
1. (при передаче информации через посредников) Передавать информацию нужно по принципу «здесь и сейчас», т.е. конкретному адресату, не через посредников
2. при получении информации не от источника полностью доверять ей нельзя
5) Использование техник эффективного слушания
рефлексивное и нерефлексивное слушание
6) Использование обратной связи
– это механизм получения информации от партнера.
Формы обратной связи:
вербальная – невербальная
оценочная – описательная (безоценочная)
позитивная – негативная
абстрактная (по мнению большинства, как считают ученые и т.д.) – конкретная (персонифицированная)
Пути передачи обратной связи:
прямой путь – вербальные средства
косвенный путь – невербальные средства
Теоретико-методологические основы мотивации учебной
деятельности. Сравнительный анализ предметно-методологических
подходов к изучению понятий «мотива» и «мотивации»
Психология мотивации является одним из важнейших разделов психологической науки. Проведены многочисленные исследования, которые привели к созданию различных теорий мотивации и внесли большой вклад в изучение конкретных видов мотивов.
Истоки основных направлений исследования мотивации в зарубежной психологии в целом берут начало в теори ...
Теоретические взгляды на проблему подросткового возраста. Характеристика
подросткового возраста в рамках теории «эго-идентичности» по Э.Эриксону.
Юность считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, ...
Понятие сознания и его функции
Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.
К ...