Лекция №8 (12 декабря 2007г.)
I
. Общественное мнение
(ОМ) – форма проявления общественного сознания, которая выражается в виде суждений, идей, представлений о явлениях и проблемах социальной жизни.
Функции:
- регулятивная
- оценочная
- воспитательная
- интегративная
Характеристики:
- оперативность
- гласность
- публичность выражения
- мобильность
- действенность
Этапы формирования ОМ:
1. формирование индивидуальных оценок (ОМ неуправляемо)
2. обмен индивидуальными мнениями, суждениями, оценками
две формы обмена:
- скрытый обмен (используются невербальные средства, отсутствие аргументации, иносказательные выражения)
- открытий обмен (полная аргументация, использование механизма убеждения партнера, формулирование четких выводов и оценок). Можно управлять через лидеров, авторитетных личностей
3. оформление и закрепление ОМ (от индивидуального мнения к общественному, психологическое принуждение)
Виды ОМ:
- официальное ОМ – формируется в процессе проведения официальных мероприятий, ОМ получает официальный статус, закрепляется нормативами
- неофициальное ОМ – формируется в процессе неформального общения
II
. Общественное настроение
(ОН) – преобладающее состояние чувств определенной социальной группы в конкретный период времени. В основе ОН находится вся система экономических, политических и социальных отношений.
ОН динамично, менее статично, чем ОМ.
Стадии изменения ОН (динамичность ОН):
- брожения
- поворот
- подъем
- затишье
- спад
Формы изменения ОН:
ü постепенное изменение (проходит все стадии последовательно)
ü резкое изменение (нет стадии брожения – например, мода)
ü взрыв (быстрота движения, все стадии, но поворот и подъем слиты воедино)
1.
взрыв массового брожения и недовольства (стихийность, бессознательность, на экономической и политической почве)
2.
взрыв поворот (большая сила, коренные изменения ОН, сознательность)
3.
взрыв подъем (наибольшая мощность => революция)
III
. Традиции
– социальные механизмы закрепления, воспроизведения, обогащения и передачи последующим поколениям исторически сложившихся устойчивых повторяющихся способов и приемов деятельности социальных групп и общества в целом.
Функции:
- регуляция
- воспитание
- трансляция (передача культуры от поколения к поколению)
Характеристики традиции:
ü проявляется во всех сферах жизни
ü для формирования традиции необходим определенный исторический период времени
ü складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость
IV
. Обычаи
– исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.
Характеристики:
- унаследованный
нормативный способ поведения
- общепринятость и массовость
- медленно изменяются и с трудом корректируются
- выполняются на бессознательном уровне
- формируются в результате повседневного взаимодействия (в бытовой сфере)
- неуклонное
следование воспринятому из прошлого опыту
Функции:
ü трансляция культуры
Пути трансляции:
- от поколения к поколению в рамках конкретного общества
- от общества к обществу
- от общества к индивиду (осуществляется процесс социализации в обществе)
ü социальный контроль
ü социальная интеграция (происходит групповое сплочение)
Формирующий эксперимент
Пояснительная записка.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом факторов, влияющих на появление агрессии у детей дош ...
Теория развития высших психических функций и культурно-историческая
психология как наука XXI века: перспективы развития
В культурно-исторической теории психического развития человека, созданной Л.С. Выготским в конце 20-х - начале 30-х гг., им широко использовалось понятие коллективной деятельности, наличие которой вполне естественно подразумевало и понятие коллективного субъекта (ему соответствовал коллектив детей, соответствовала группа, состоящая из д ...
Личность отца в детско-родительских отношениях
Существует два подхода к изучению родительства в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения, - ребенок или родитель. Первый подход, наиболее распространенный, анализирует родительство применительно к развитию ребенка (Евсеенкова Ю.В., 2003), во втором – рассматривается выполнение родительской роли через призму личности ...