Массовидные явления

Лекция №8 (12 декабря 2007г.)

I

. Общественное мнение

(ОМ) – форма проявления общественного сознания, которая выражается в виде суждений, идей, представлений о явлениях и проблемах социальной жизни.

Функции:

- регулятивная

- оценочная

- воспитательная

- интегративная

Характеристики:

- оперативность

- гласность

- публичность выражения

- мобильность

- действенность

Этапы формирования ОМ:

1. формирование индивидуальных оценок (ОМ неуправляемо)

2. обмен индивидуальными мнениями, суждениями, оценками

две формы обмена:

- скрытый обмен (используются невербальные средства, отсутствие аргументации, иносказательные выражения)

- открытий обмен (полная аргументация, использование механизма убеждения партнера, формулирование четких выводов и оценок). Можно управлять через лидеров, авторитетных личностей

3. оформление и закрепление ОМ (от индивидуального мнения к общественному, психологическое принуждение)

Виды ОМ:

- официальное ОМ – формируется в процессе проведения официальных мероприятий, ОМ получает официальный статус, закрепляется нормативами

- неофициальное ОМ – формируется в процессе неформального общения

II

. Общественное настроение

(ОН) – преобладающее состояние чувств определенной социальной группы в конкретный период времени. В основе ОН находится вся система экономических, политических и социальных отношений.

ОН динамично, менее статично, чем ОМ.

Стадии изменения ОН (динамичность ОН):

- брожения

- поворот

- подъем

- затишье

- спад

Формы изменения ОН:

ü постепенное изменение (проходит все стадии последовательно)

ü резкое изменение (нет стадии брожения – например, мода)

ü взрыв (быстрота движения, все стадии, но поворот и подъем слиты воедино)

1.

взрыв массового брожения и недовольства (стихийность, бессознательность, на экономической и политической почве)

2.

взрыв поворот (большая сила, коренные изменения ОН, сознательность)

3.

взрыв подъем (наибольшая мощность => революция)

III

. Традиции

– социальные механизмы закрепления, воспроизведения, обогащения и передачи последующим поколениям исторически сложившихся устойчивых повторяющихся способов и приемов деятельности социальных групп и общества в целом.

Функции:

- регуляция

- воспитание

- трансляция (передача культуры от поколения к поколению)

Характеристики традиции:

ü проявляется во всех сферах жизни

ü для формирования традиции необходим определенный исторический период времени

ü складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость

IV

. Обычаи

– исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.

Характеристики:

- унаследованный

нормативный способ поведения

- общепринятость и массовость

- медленно изменяются и с трудом корректируются

- выполняются на бессознательном уровне

- формируются в результате повседневного взаимодействия (в бытовой сфере)

- неуклонное

следование воспринятому из прошлого опыту

Функции:

ü трансляция культуры

Пути трансляции:

- от поколения к поколению в рамках конкретного общества

- от общества к обществу

- от общества к индивиду (осуществляется процесс социализации в обществе)

ü социальный контроль

ü социальная интеграция (происходит групповое сплочение)


Формирующий эксперимент
Пояснительная записка. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом факторов, влияющих на появление агрессии у детей дош ...

Теория развития высших психических функций и культурно-историческая психология как наука XXI века: перспективы развития
В культурно-исторической теории психического развития человека, созданной Л.С. Выготским в конце 20-х - начале 30-х гг., им широко использовалось понятие коллективной деятельности, наличие которой вполне естественно подразумевало и понятие коллективного субъекта (ему соответствовал коллектив детей, соответствовала группа, состоящая из д ...

Личность отца в детско-родительских отношениях
Существует два подхода к изучению родительства в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения, - ребенок или родитель. Первый подход, наиболее распространенный, анализирует родительство применительно к развитию ребенка (Евсеенкова Ю.В., 2003), во втором – рассматривается выполнение родительской роли через призму личности ...