Память
– это психическое отражение действительности в виде запоминания, сохранения и воспроизведения своего опыта.
Цель памяти
осмысленное запоминание, а также сохранение, забывание и воспроизведение.
Возможности развития памяти
предполагают тренировку в концентрации и усилиях запоминания или узнавания в нужный для себя момент.
Для этого рекомендуют:
· как можно внимательней исследовать необходимый объект, фиксируя сознание на его мельчайших деталях и особенностях;
· создать мысленный образ объекта, как можно более соответствующий действительности;
· связать мысленный образ с личностно значимой ассоциацией.
1.Две формы памяти
— человек хочет выучить наизусть стихотворение и прочитывает его вслух стих за стихом, а, затем повторяет несколько раз.
Он запечатлелся в его памяти.
Теперь он пытается дать себе отчет в том, как урок был выучен, и вызывает в своем представлении те фразы, которые он, одну за другою, прошел.
Каждое из последовательных чтений встает перед умственным взором в своей индивидуальной особенности; человек снова видит его вместе со всеми теми обстоятельствами, которые его сопровождали и в рамку которых оно все еще остается включенным; оно отличается от всех предыдущих и всех последующих чтений уже самим местом, занимаемым им во времени; одним словом, каждое из таких чтений снова проходит перед ним, как определенное событие его истории.
И тут опять-таки говорят, что эти образы — воспоминания, что они запечатлелись в памяти человека.
В обоих этих случаях употребляются одни и те же слова. Обозначают ли они, однако, тот же самый предмет?
Знание стихотворения, которое запомнил человек, выучив наизусть, имеет все признаки привычки. Как и привычка, оно приобретено посредством повторения одного и того же усилия. Как и привычка, оно потребовало сначала расчленения, потом восстановления целостного действия.
Наконец, как всякое привычное упражнение человеческого тела, оно включено в механизм, который весь целиком приходит в движение под влиянием начального толчка, в замкнутую систему автоматических движений, которые следуют друг за другом всегда в одинаковом порядке и занимают всегда одинаковое время.
Напротив, воспоминание какого-либо определенного чтения, например, второго или третьего, не имеет ни одного из признаков привычки. Его образ, очевидно, запечатлелся в памяти сразу, ибо другие чтения, по самому определению, суть отличные от него воспоминания. Это как бы событие жизни; для него существенна определенная дата, а, следовательно, невозможность повторяться. Все, что присоединили к нему позднейшие чтения, могло явиться лишь изменением его первоначальной природы; и если усилие вызвать в памяти этот образ становится тем легче, чем чаще человек его повторяет, то самый образ, рассматриваемый в себе, конечно, уже с самого начала таков, каким он останется навсегда.
Быть может, скажут, что эти два вида памяти—воспоминание отдельного чтения и знание урока — различаются между собой лишь количественно, что последовательные образы, возникающие при каждом чтении, накладываются друг на друга и что выученный урок есть просто составной образ, являющийся результатом такого наложения. Бесспорно, что каждое из последовательных чтений отличается от предыдущего, между прочим, тем, что урок оказывается лучше выученным.
Несомненно, однако, и то, что каждое из них, рассматриваемое именно как новое прочитывание, а не как все лучше и лучше усвояемый урок, абсолютно довлеет себе, пребывает в том виде, в каком оно раз осуществилось, и образует вместе со всеми сопровождающими обстоятельствами несводимый момент истории.
Мы можем представить себе две теоретически самостоятельные и независимые друг от друга памяти.
Первая регистрирует в форме образов-воспоминаний все события нашей повседневной жизни, по мере того как они развертываются во времени; она не пренебрегает никакой подробностью; она оставляет каждому факту, каждому движению его место и его дату. Без всякой задней мысли о пользе или практическою применении, но просто в силу естественной необходимости становится она складочным местом для прошлого.
Благодаря ей наш разум, или, лучше сказать, рассудок, получает возможность узнать какое-нибудь уже испытанное раньше восприятие; к ней мы прибегаем всякий раз, когда в поисках известного образа поднимаемся по склону нашей прошлой жизни. Но всякое восприятие продолжается в зачаточное действие; и по мере того как однажды воспринятые нами образы закрепляются, выстраиваясь один за другим вдоль этой памяти, продолжающие их движения видоизменяют организм, создавая в нашем теле новые предрасположения к действию. Так складывается опыт совершенно нового рода, который отлагает в теле ряд вполне выработанных механизмов, выполняющих все более и более многочисленные и разнообразные реакции на внешние раздражения, дающих совершенно готовые ответы на непрерывно растущее число возможных запросов. Мы сознаем, эти механизмы в тот момент, когда они вступают в действие, и это сознание всех прошлых усилий, скопившихся в настоящем, все еще есть память, но память, глубоко отличная от охарактеризованной выше, всегда устремленная к действию, пребывающая в настоящем и не видящая ничего, кроме будущего. От прошлого она удержала только разумно координированные движения, представляющие собой накопленные усилия; она обретает эти прошлые усилия не в отражающих их образах-воспоминаниях, а в том строгом порядке и систематическом характере, которыми отличаются движения, выполняемые нами в настоящее время. По правде, говоря, она уже не дает нам представления о нашем прошлом, она его разыгрывает; и если она все-таки заслуживает наименования памяти, то уже не потому, что сохраняет образы прошлого, а потому что продолжает их полезное действие вплоть до настоящего момента.
Критический анализ психологических воззрений Д. Локка
Локк исповедовал опытное происхождение всех знаний человека. Постулат Локка гласил, что "в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях", поэтому исходным пунктом теории Локка стала критика концепции врожденных идей. Прежде всего, критическому анализу Локк подверг утвердившиеся в науке критерии врожденного знания, такие, к ...
Защитные психические механизмы
Что такое "защитные механизмы"? В связи с тем, что как уже описывалось, согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно пода ...
Характеристика изучаемого коллектива
В практической части моей курсовой работы, я изучила личные данные каждого студента группы М-07с СФМГЭИ и в целом весь коллектив. Группа состоит из разных возрастных категорий, места проживания, пола статуса, но это все не мешает этому коллективу общаться между собой на равных.
В этой группе один мужчина и семь девушек.
Пять человек д ...