ЗПР, вызванная дефектами воспитания и информационным дефицитом с раннего детства (педагогической запущенностью).
Внутри каждой формы автор выделяет различные варианты (см. табл.).
Таблица. Классификация форм пограничных форм интеллектуальной недостаточности по В.В. Ковалеву
Форма |
Состояния |
Причины |
Дизонтогенетические формы |
Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности Искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью |
Следствие нарушения созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом системы лобной коры, и их связей. Этиологические факторы: Конституционно-генетические; внутриутробная интоксикация; легкая форма родовой патологии; токсико-инфекционные воздействия в первые годы жизни |
Энцефалопатические формы |
Цереброастенические синдромы с запаздыванием школьных навыков. Психоорганический синдром с интеллектуальной недостаточностью и нарушением высших корковых функций Органическая интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличахПсихоорганический синдром с интеллектуальной недостаточностью и нарушением высших корковых функций | |
Интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи (синдромы алалии | ||
Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств |
Интеллектуальная недостаточность при врожденной или рано приобретенной глухоте или тугоухости Интеллектуальная недостаточность при слепоте, возникшей в раннем детстве |
Сенсорная депривация Замедленное и искаженное развитие познавательных процессов в связи с дефицитом анализаторов (зрение и слух), которым принадлежет ведущая роль в познании окружающего мира |
Интеллектуальная недостаточность в связи с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (педагогическая запущенность) |
Психическая незрелость родителей. Психические заболевания у родителей. Неадекватные стили семейного воспитания |
Классификация В.В. Ковалева имеет большое значение в диагностике детей и подростков с ЗПР. Однако необходимо учитывать, что автор рассматривает проблему ЗПР не как самостоятельную нозологическую группу, а как синдром при многообразных формах дизонтогенеза (детский церебральный паралич, нарушение речи и пр.).
Наиболее информативной для психологов и педагогов является классификация К.С. Лебединской. На основе комплексного клинико-психолого-педагогического изучения неуспевающих младших школьников автор разработала клиническую систематику задержки психического развития.
Так же как и классификация В.В. Ковалева, классификация К.С. Лебединской строится исходя из этиологического принципа и включает четыре основных варианта задержки психического развития: (6)
- задержку психического развития конституционального происхождения;
- задержку психического развития соматогенного происхождения;
- задержку психического развития психогенного происхождения;
- задержку психического развития церебрально-органического генеза.
Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности и нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических. Во многих случаях эти болезненные признаки нельзя расценивать только как осложняющие, так как они играют существенную патогенетическую роль в формировании самой ЗПР.
Выводы
Несмотря на явно недостаточный объем выборки можно говорить о том, что лица, у которых в характере доминируют циклоидные черты, предрасположены к высокому уровню тревожности в момент цикла пониженного настроения.
Гипотезу о взаимосвязи характера личности с уровнем тревожности можно считать первоначально подтвержденной.
В дальнейшем дл ...
Энергетическая парадигма в психосоматике
А. Лоуэн явился автором метода биоэнергетического анализа. Его биоэнергетика берёт своё начало в идеях Вильгельма Райха, чьим учеником Лоуэн был в 1945-53 гг.
Система психотерапии, предложенная Лоуэном, способствует освобождению тела от напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения. закрепощённость препятствует сво ...
Основные психолого-педагогические механизмы нравственного
воспитания школьников. Механизмы
формирования нравственных качеств младших школьников
Механизмы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Механизмы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
Механизмы формирования нравственного поведения
Основные функции методов данной группы формирование опыта общественного повед ...