В общественной жизни Казахстана происходят постоянные изменения в различных сферах – политической, экономической, научно – технической, культурной, требующей от педагогических учебных заведений постоянного совершенствования своей работы.
Наше общество постоянно развивается, и активизация человеческого фактора выступает, как одно из условий всего прогресса. Перед образовательными учреждениями стоит задача по воспитанию высоконравственного общественного гражданина, способного строить свою деятельность в соответствии с интересами других людей.
Нравственное воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование психологической ориентации школьников на определенные нравственные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза.
В области нравственного воспитания подрастающего поколения важную роль играют психологические механизмы формирования нравственных ценностей. Механизмы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Механизмы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей. К таким механизмам относятся механизмы формирования нравственного сознания, поведения, стимулирование нравственных чувств и отношений ребенка.
В процессе выявления осознанного отношения детей к нравственным ценностям существенное значение имеет, прежде всего, целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности, качествах личности и т.д.: наблюдение, нравственная беседа (с постановкой цели — как изучения, так и для выработки нравственных ценностей); опросники, интервью, анкеты, тесты (цель их — не только выявление определенных качеств личности, общественного мнения и отношений учащихся к нравственным ценностям).
Также в процессе выявления нравственных качеств личности ребенка помогают такие психологические методы, как «тезис», «недописанный тезис», «цветограмма», «метод обобщения независимых характеристик».
Таким образом, важно так строить педагогический процесс, чтобы педагог вырабатывал у ребенка устойчивые нравственные ценности, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.
Представления о лжи в зарубежной и отечественной науке. Определение
понятий ложь, обман, неправда, вранье (номинация лжи)
Психологический анализ лжи коммуникативного феномена обнаруживает принципиальные различия в понимании содержания этого понятия в западной и русской культуре. Типичными для американских словарей являются такие значения понятия ложь: «1. Неистинное утверждение, сделанное с намерением обмануть; ложь, неправда. 2. То, что производит или пре ...
Охарактеризуйте основные виды общения. В чем сущность барьеров общения и
почему некоторые из них относят к ошибкам восприятия человека человеком
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоо ...
Психологический микроклимат в классе.
Для исследования психологического климата в классном коллективе использована методика Рогова Е.И. «Оценка социально-психологического климата в коллективе», цель которой – определение уровня развития и общая оценка психологического климата, выявление факторов его формирования. Перед анкетированием, с учетом контингента участников, вопрос ...