В предыдущей главе не было упомянуто о проблеме и роли семьи и семейного счастья в жизни подростка. В данной же главе мы проследим основные особенности этой проблемы и попытаемся представить себе демографическую ситуацию в стране лет через 15-20. Для этого мы приведем результаты социологического опроса нынешних подростков. Как они хотят жить, когда вырастут, собираются ли заводить семью, детей и т.д. Эти вопросы российским мальчикам и девочкам задало московское бюро ЮНЕСКО.
В аналитическом докладе московского бюро ЮНЕСКО приводятся данные социологических опросов российских школьников за последние 10 лет, а также результаты сравнительных исследований семейных ценностей у подростков Москвы. Амстердама и Нью-Йорка.
Главный вывод, сделанный исследователями, должен по идее успокоить тех, кто предрекает нам демографическую катастрофу: «счастливая семейная жизнь» в течении последних 10 лет занимает первое место среди жизненных ценностей (заметим, в отличии от интересов) российских старшеклассников, а «воспитание детей» переместилось в списке ценностей с шестого места на четвертое, обогнав «общение с людьми» и «развитие своих способностей». Правда, в абсолютных цифрах значимость «воспитания детей» почти не изменилась: оно по-прежнему остается важным примерно для четверти подростков.
А вот «счастливая семейная жизнь», оставаясь мечтой большинства подростков, демонстрирует совершенно загадочную динамику: среди юношей ее роль падает, тогда как среди девушек, наоборот, резко возрастает.
Объяснить этот странный парадокс помогает исследование. Которое проводилось среди старшеклассников и студентов Барнауля. Участников исследования просили дать развернутые определения таких понятий. Как «советская женщина» и «советский мужчина», «новый русский мужчина» и «новая русская женщина».
Образцы советских мужчины и женщины выглядят в интервью подростков серыми и скучными: женщины замечены стоянием в очередях, а мужчины унижены низкой зарплатой. Что касается представления о современных мужчине и женщине. То они в основном сформированы не личным опытом наблюдения за реальными людьми, а повторяют расхожие клише, предлагаемые СМИ (газетами, журналами, кино и телевидением).
Например, 20-летний студент так описывает основные типы «нового русского мужчины»: «Новый русский – это:
а) бритоголовый мужик, перекачанный анаболиками, золотой крест на груди, ездящий на «Ленде», глупый, живущий «разбоем и грабежом»;
б) элегантный молодой человек, стильный джентльмен, высокообразованный, ориентирующийся в политико-экономической сфере, много работающий».
Разумеется, юноша может идентифицировать себя не с отрицательным образом «нового русского». А сего позитивным вариантом – образованным профессионалом, уверенным в себе, состоятельным и самодостаточным.
Подобные модели мужественности активно разрабатываются сейчас на телевидении (сериалы о частных сыщиках), в рекламе (сигареты Camel), в мужчинах журналах («Медведь»). Гордый и стильный образ одинокого волка (медведя) не предполагает наличие семьи, вообще каких-либо прочность отношений или обязательств.
В представлениях подростков о «новой русской женщине» также выделяются два типа. Первый – зеркальная копия – деловая женщина, занимается своим делом, владеет фирмой; семья, дом, квартира; мечтающая о страстном муже» (из интервью 18-летней студентки); «уверенная с себе бизнес-женщина. Которая считает. Что ей здорово повезло в этой жизни» (20-летний юноша).
Противоположная версия выглядит следующим образом: «Новая русская – жена нового русского, неработающая, доставляющая удовольствие своему мужу. Не ухаживает за домом, так как для этого у нее есть прислуга. Играет в гольф, купается в бассейне возле коттеджа» (школьник 16 лет).
Оба варианта «новой русской женщины» являются заманчивыми для идентификации. При этом. СНИ акцентирует внимание на традиционном женском образе: многочисленные «женские» журналы и телепередачи в основном сосредоточены не на описании успешной профессиональной карьеры женщины, а на советах по макияжу, выбору одежды, оформлению интерьера и воспитанию детей.
Сравнительный анализ данных до и после проведения коррекционной работы
Для выявления статистической разницы между психическим состоянием до психокоррекции и после проведённой психокоррекции нами был проведен сравнительный анализ данных при помощи Т – критерия Стьюдента.
Таблица № 4 Сравнительный анализ уровня ситуативной и личностной тревожности
Шкалы
Обозначение
Среднее значение
Значение p ...
Статистика самоубийств в России и зарубежных странах
По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек. Среди них:
350 тысяч китайцев
110 тысяч индийцев
55 тысяч русских
31 тысяча американцев
30 тысяч японцев
12 тысяч украинцев
10 тысяч французов
В официальную статистику самоубийств попадаю ...
Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений студентов. Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной
психологии
Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений на индивидуальные особенности личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой и отечественной психологии, но работ, посвященных взаимосвязям межличностных отношений с темпераментом, недостаточно много.
Исследования ...