2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.
Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы, по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожигая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.
4. Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь.
5. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь- свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
КЛЮЧИ ШКАЛ ТЕСТА СЖО
Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале по следующему правилу:
В восходящую шкалу 1234567 переводятся пункты 1,3,4,8, 9, 11.12.16,17.
В нисходящую шкалу 7654321 переводятся пункты
1 2, 3, б, 7. 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20
Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по асимметричным шкалам:
1. 3 2 1 0 1 2 3 -> 3
2. 3 2 1 0 1 2 3 -> 1
3. 3 2 1 0 1 2 3 -> 4
4. 3 2 1 0 1 2 3 --> 5
5. 3 2 1 0 1 2 3 -> 2
После этого суммируются баллы асимметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченным испытуемым.
Шкала |
Мужской пол |
Женский пол | ||
Х |
Х | |||
1 – Цели |
32,90 |
5,92 |
29,38 |
6,24 |
2 – Процесс |
31,09 |
4,44 |
28,80 |
6,14 |
3 – Результат |
25,46 |
4,30 |
23,30 |
4,95 |
4 – ЛК – Я |
21,13 |
3,85 |
18,58 |
4,30 |
5 – ЛК - жизнь |
30,14 |
5,80 |
28,70 |
6,10 |
Общий показатель ОЖ |
103,10 |
15,03 |
95,76 |
16,54 |
Учебная деятельность и процесс ее формирования
Процесс решения учебной задачи предполагает, что содержание предмета переходит в способ действия ученика. Это означает, что процесс учения может быть рассмотрен как специальная учебная деятельность школьников. При этом авторы концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, подчеркивают, что не всякий процесс усвоения (учени ...
Зарождение психологии как науки
В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Вновь были открыты (см. выше) различия ...
Теоретико-методологические основы психологического
изучения супружеских отношений
Семья как один из ведущих социальных институтов в своем развитии прошла достаточно длительный путь развития, по своей протяженности соотносимый с развитием самого человечества. Анализ библиографических источников позволяет констатировать, что обращение к связанной с ней проблематике встречается, начиная с трудов мыслителей Древней Греци ...