Необходимость учета структурных особенностей семьи тесно связана с оценкой семейных ролей, норм и ценностей. Структурная организация семьи такова, что распределение ролей между её членами обеспечивает им наилучшее функционирование. На характер распределения ролей большое влияние оказывают семейные ценности и нормы. Перлман дает достаточно точную оценку того,как роли влияют на поведение членов семьи, и рассматривает семейную структуру как основу для распределения ролей. Роли связаны с той или иной линией поведения, регулируемой долженствованиями и ожиданиями, которые определяют как собственные поступки окружающих его людей.
Распределение ролей во многом зависит от взаимоотношений между представителями различных подсистем.
Распределение ролей всегда связано с ценностями и верованиями относительно того, как члены семьи должны себя вести. Оно во многом определяется условиями воспитания самих родителей. Мы все с детства усваиваем, что поведение членов семьи должно быть определенным образом организовано, и что каждый из них должен себя вести тем или иным образом. Эти усвоенные родителями в детстве представления определяют те ожидания, которые они имеют относительно своих детей и друг друга.
Существует два способа распределения ролей. В одних случаях роль приписывается человеку автоматически, с учетом его пола и возраста; это может быть роль матери, отца, сына или дочери. В других случаях роли выбираются, исходя из социального положения и личных особенностей человека. Это относится к ролям лидера, ведомого, «козла отпущения» и другими. Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их определенный набор и отражает семейную структуру.
Каждый член семьи ведет себя в соответствии с определенной системой ролей и может одновременно играть несколько ролей. Роли могут, как ограничивать человека, так и способствовать его личностному росту и развитию. Роли членов семьи относятся к трем основным уровням:
· Индивидуальные роли на уровне семьи;
· Роли на уровне подсистем, например, на уровне подсистемы родитель-ребенок, подсистемы сиблингов и т.д.;
· Роли, которые семья в целом играет в обществе.
Члены семьи формируют определенные нормы, касающиеся того, как они должны себя вести вместе и по отдельности в отношениях друг с другом и обществом. Нормы в значительной мере определяют характер культуры семьи, а также то, какое поведение её члены считают правильным или неправильным, выполняя тем самым функцию социального контроля. Нормы во многом определяются детским опытом родителей и усвоенными ими культурными ценностями.
Система ценностей семьи влияет на нормы, правила поведения и роли её членов. Ценности определяются как «совокупность идей, установок и верований, объединяющая членов семьи, независимо от того, осознают они их или нет…Ценности влияют на особености восприятия индивидуальной ответственности членов семьи, их жизненные цели, а также на их отношение к способам удовлетворения собственных потребностей».
На структуру семьи влияют ценности разного порядка, в том числе социальные, семейные и индивидуальные ценности. Общество диктует семье, что она должна делать, какую структуру должна иметь, как должны себя вести её члены. Система ценностей семьи является результатом её культурной идентификации и объединения систем ценностей её членов. Они, в свою очередь, характеризуются индивидуальным набором ценностей, определяющимися их жизненным опытом.
Семейные подсистемы, суперсистемы, роли, нормы и ценности являются теми характеристиками семьи, которые помогают разобраться в особенностях семейной структуры. Все они позволяют специалисту нарисовать портрет семьи.
Функции
Функции семьи тесно связаны с развитием её структурной организации. Особенности семейного уклада влияют на характер взаимоотношений её членов друг с другом и с внешним окружением.
Манеры и логика действия.
Внешний облик и манеры поведения проявляются в совокупности, создавая единый образ человека, который, так или иначе, оцениваются окружающими.
Манеры поведения делают человека узнаваемым, они могут усиливать или ослаблять воздействие человека на окружающих.
Факторы притягивающих манер:
· выразительность;
· воспитанность;
· открытост ...
Понятие конфликт и конфликтность
В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающег ...
Гипноз
Несколько лет творческой жизни Шульца было отдано гипнотерапии, которую он применял в созданной им в 20-е годы в Бреслау амбулатории лечебного гипноза. Одновременно с терапевтическим применением гипноза Шульц проводил опыты по гипнотизации здоровых людей. К этому периоду относятся два интересных открытия, существенно повлиявших на созда ...