Каждый человек, принадлежащий какому-либо определенному обществу, в той или иной степени ориентируется на весь набор ценностей, которым оно характеризуется. Очевидно, все принадлежащие к одной социокультурной среде обладают одними и теми же ценностями, хотя их значимость в индивидуальной иерархии может быть различной. Как уже отмечалось, ориентация на ту или иную ценность или группу ценностей автоматически подразумевает определение ранга ее значимости по отношению ко всем остальным, т. е. предполагает наличие иерархической системы ценностных ориентации. По словам Э. Фромма, система ценностных ориентации, или «система ценностных координат карты мира», есть у каждого индивидуума [69, с.200]. В этой связи более корректно говорить не о «сформированности» либо «несформированности» системы ценностных ориентации конкретного человека, а об уровне ее развития, который, по нашему мнению, определяется доминированием в ней того или иного ценностного «пласта».
Различным методам диагностики индивидуальной системы ценностей посвящены работы многих отечественных авторов, в частности, Д. А. Леонтьева, Л. М. Смирнова, О. А. Тихомандрицкой и Е. М. Дубовской, И. Г. Сенина, В. Г. Морогина и др. В соответствии с задачами нашего исследования для изучения ценностных ориентации личности был выбран тест М. Рокича, адаптированный на русском языке А. А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым, В. А. Ядовым и модифицированный Д. А. Леонтьевым [38]. В отличие от большинства других методов, направленных скорее на диагностику ведущей ценностной направленности, данный тест позволяет исследовать особенности целостной иерархии терминальных и инструментальных ценностей, в которой они упорядочены на основании субъективного ранга их значимости. Для конкретизации критериев ранжирования мы также использовали методический прием, предложенный С. Р. Пантилеевым: испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности. Для этого после завершения ранжирования списков терминальных и инструментальных ценностей испытуемому предлагалось оценить степень реализованности каждой из ценностей в его сегодняшней жизни в процентах.
Для экспериментального подтверждения модели уровневой организации системы ценностных ориентации мы использовали метод факторного анализа, который позволяет выявить латентные переменные ее внутренней структуры. При этом под фактором понимается математически сконструированная переменная, удовлетворяющая требованиям теоретической модели факторной структуры [19]. В нашем исследовании для факторного анализа использовалась корреляционная матрица рангов значимости 36 терминальных и инструментальных ценностей 75 руководителей различного звена.
Ранее, при исследовании факторной структуры системы ценностных ориентации Н. И. Лапиным было выделено одиннадцать факторов [75], Д. А. Леонтьевым найдены семи- и шестифакторные решения [38], А. В. Шариков и Э. А. Баранова выявили только три значимых фактора [76].
Основные психолого-педагогические механизмы нравственного
воспитания школьников. Механизмы
формирования нравственных качеств младших школьников
Механизмы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Механизмы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
Механизмы формирования нравственного поведения
Основные функции методов данной группы формирование опыта общественного повед ...
Интерпретация теста
"ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК"
Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый испытуемый изображает его с некими особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам существенное значение, причем эти особенности имеют реальную подоплеку, отличную от того, что могут говорить об э ...
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления
Прежде чем говорить о наиболее известных теоретических направлениях в области исследования мышления, следует обратить внимание на то, что мы впервые при рассмотрении этого вопроса встретимся с такими понятиями, как интеллект и интеллектуальные способности.
Слово «интеллект» происходит от латинского intellectus, в переводе на русский оз ...