Информация » Ценностные ориентации руководителей » Использование факторного анализа в целях исследования ценностных ориентаций

Использование факторного анализа в целях исследования ценностных ориентаций
Страница 1

В нашем исследовании в результате факторного анализа выделилось тринадцать факторов, которые в общей сложности объясняли 61,20% дисперсии. Однако при этом большинство факторов имело незначительный вес и с трудом поддавалось четкой интерпретации. Для содержательного анализа нами было выбрано три основных фактора с весом соответственно 9,32%, 8,07% и 6,27%. В качестве критерия уровня значимости исполь­зовалась нагрузка на фактор 0,30, с учетом которой ранги цен­ностей объединились в факторы следующим образом: 1-й фак­тор включил в себя 17 ценностей, 2-й – 8 ценностей и 3-й – 11 ценностей, при этом – некоторые

ценности вошли в несколько факторов (таблицы 1-3).

Таблица 1 Параметры фактора 1 и их факторные нагрузки

№ п/п

Ценности

Нагрузка на фактор

1

Счастливая семейная жизнь

-0,57

2

Воспитанность

-0,48

3

Аккуратность, чистоплотность

-0,45

4

Исполнительность

-0,40

5

Ответственность

-0,37

6

Честность

-0,36

7

Здоровье

-0,35

8

Любовь

-0,35

9

Эффективность в делах

0,31

10

Свобода

0,32

11

Развитие

0,35

12

Смелость в отстаивании своего мнения

0,35

13

Твердая воля

0,35

14

Творчество

0,40

15

Познание

0,42

16

Независимость

0,42

17

Широта взглядов

0,43

Все три основных фактора оказались биполярными. Каждый из них представляет собой две достаточно хорошо выраженные группы связанных между собой ценностей, отчетливо противо­стоящих друг другу (рис. 1– 3). Поскольку ранг значимости ценностей представляет собой обратное числовое значение (наи­большее равно 1, наименьшее 18), на положительном полюсе каждого фактора располагаются ценности с отрицательной фак­торной нагрузкой.

В первом факторе на положительном полюсе сосредоточе­ны социально одобряемые ценности, которые можно также на­звать традиционными,

– семейная жизнь, воспитанность, аккурат­ность, исполнительность, честность и т. д. Им противостоит группа ценностей, которую можно обозначить как «духовная свобода»,

– широта и независимость взглядов, свобода, ориентация на по­знание, развитие и творчество. Исходя из характеристики поло­жительного полюса, соответствующего значимости традиций, а также конформной ориентации на групповые нормы и социаль­ное одобрение, т. е. на ценности социализации, данный фактор можно интерпретировать как «приверженность традиции».

Положительная корреляция при р<0,01 Отрицательная корреляция при р<0,01 между параметрами фактора 1 (нумерация соответствует приведенной в таблице 1). Рис. 1. Графическое изображение корреляционных взаимосвязей.

Положительный полюс второго фактора является гетероген­ным. Он включает в себя как ценности творчества, красоты природы и искусства, так и ориентацию на счастье других, чуткость и терпимость. В целом одновременная значимость этих ценнос­тей может быть интерпретирована как свойственное самоактуа­лизирующейся личности гармоничное развитие, в своем наивыс­шем выражении соответствующее интеграции, преодолению противоречия между ценностями индивида и общества. Дости­жение гармонии в данном случае обусловлено относительной «инструментальностью» самореализации по отношению к общей направленности на счастье других людей. Поэтому данный фак­тор можно условно назвать «альтруистическая направленность». Альтернативой этому является эгоцентрическая ориентация на «низшие», в понимании А. Маслоу, ценности – деньги, обществен­ное признание и высокие запросы.

Страницы: 1 2 3


Особенности психологии страхования
Начиная исследование данной непростой задачи сразу хотелось бы отметить первую основную трудность возникающую у нас на пути. Это достаточно прозаическая проблема, но в то же время как бы существенно усложняющая и одновременно дающая простор для творчества и эвристических тенденций проведения исследования. Проще говоря сложность заключае ...

Искусство вести переговоры
Следующая Ваша задача - коротко и ясно изложить собеседнику суть дела. Как ни странно, это совсем не просто. Страховой представитель обаятельная дама, посетила директора крупного предприятия и была принята на редкость любезно. В течение сорока пяти минут она, ободренная успехом, говорила об услугах, предоставляемых страховой компанией. ...

Текст опросника
Утверждения Часто Иногда Редко Никогда 1 Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку. 2 Мне не с кем поговорить. 3 Для меня не выносимо быть таким одиноким. 4 Мне нехватает общения. 5 Я чувствую, что никто действительно не понимает меня. ...