Теории агрессии в психологии
Страница 1

В современной психологии не существует общепринятой теории агрессии. Рассмотрим наиболее фундаментальные и детально проработанные концепции. Старейшая из них – инстинктивистская теория агрессии (3. Фрейд, К. Лоренц), рассматривающая агрессивное поведение как врожденное. (2)

Взгляды Фрейда на агрессию претерпевали значительные изменения в течение его научной деятельности. Можно выделить три периода в развитии его позиции. В ранних работах он полагал, что основную роль в поведении человека играет Либидо (сексуальная энергия), а агрессивные импульсы проявляются только в стадиях психосексуального развития. Впервые эти импульсы проявляются у ребенка в поздней оральной стадии и достигают своего пика в анальной стадии. Но позже, под давлением клинических данных, 3. Фрейд отказался от данной концепции и стал подчеркивать роль инстинкта защиты Эго, главной составной частью которого является агрессия. В этот период Фрейд активно подчеркивал реактивную природу агрессивных побуждений. Очевидно, первая мировая война оказала влияние на последующие теоретические построения Фрейда. Он стал полагать, что основную роль в поведении человека играет инстинкт жизни («инстинкт Эроса») и инстинкт смерти («инстинкт Танатоса»). Оба инстинкта имеют целью редукцию напряженности: инстинкт жизни стремится к освобождению, главным образом от сексуальной напряженности, а инстинкт смерти – от напряженности обычной жизни. Фрейд писал о том, что чем сильнее инстинкт смерти у личности, тем необходимей для нее направлять агрессию вовне, против других объектов и людей. Полагая, что агрессия – составная часть так называемого «Я-влечения», он ввел в свою теорию в виде влечения к смерти самостоятельное агрессивное влечение. Агрессия, в трактовании, 3. Фрейда, берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти. В результате борьбы инстинкта смерти с инстинктом жизни агрессия может изменять свое направление и проецироваться на внешние объекты. Однако этому противостоят нормы человеческой культуры, которые направлены на обуздание агрессивного инстинкта. Он также считал, что историю жизни всех индивидов можно построить как борьбу между инстинктом жизни и инстинктом смерти. В своих работах 3. Фрейд описывает попытку общества ограничить агрессию с помощью «сверх-Я». Подавление обществом агрессии, по мнению Фрейда, кончится плохо для самой личности, потому, что не нашедший выхода наружу агрессин как бы переходит в стремление к саморазрушению. Фрейд утверждал, что эти два инстинкта (жизни и смерти) нельзя уничтожить никакими социальными воздействиями, и его взгляды на контроль над агрессивностью были очень пессимистичны. То есть, по 3. Фрейду, агрессия – эго «вправленный вовне инстинкт». Если агрессин не найдет выхода вовне, то агрессия будет направляться на самого себя. (24)

Известный натуралист К. Лоренц в своей теории основывается на понимании того, что человек является представителем животного мира. Процесс филогенетического развития агрессии человека отождествляется им с агрессивным побуждением животных. Лоренц пришел к выводу, что агрессивность, как у животных, так и у человека имеет биологическую основу и является «борющимся инстинктом». В качестве примера он указывал на подростка, который при первом знакомстве со сверстниками начинает драться, поступая так же, как в аналогичном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы. К. Лоренцем были выделены виды агрессии, общие для всего живого мира, включая и человеческое общество – межвидовая агрессия и внутривидовая агрессия, а также были раскрыты их признаки и функции, в частности, функция сохранения вида; функция распределения в жизненном пространстве, функция защиты потомства. То есть, согласно Лоренцу природа человеческой агрессивности инстинктивна. (17)

Страницы: 1 2 3 4


Этиология
Выдвигаются разные теории, объясняющие происхождение детского аутизма. Говорить о генезе аутизма у детей можно только применительно к очерченным его формам. Определение разных видов аутизма — задача до сих пор незавершенная. В последние годы допускается возможность возникновения аутистическиподобных расстройств при хромосомных, обменных ...

Приложения
Приложение 1 Таблица 1 Представления различных авторов о феноменах искажения информации № Автор Виды искажения информации 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Блаженный Августин Платон А. Шопенгауэр Х. Граткус О. Липман В. Штерн Ж Дюпра Т. Карсон П. Экман Ложь – это сказанное с желанием сказать ложь. ...

Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема
В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-п ...