Низкая агрессивность – 1 – 6 баллов.
Проективная методика «Несуществующее животное», разработанная Дукаревич М.З. [5]
Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет).
Оборудование:
Лист нелинованной бумаги формата А 4 (21Х30 см), простой карандаш, твердая резинка.
Проведение тестирования.
Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у нас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».
Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.
Когда обследуемый закончит рисовать, его просят придумать животному название, которое записывают в протокол. Если придумывание названия вызывает большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.
Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел, и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовать на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, ясно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), тут задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.
Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно.
Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:
· Чем оно питается?
· Где живет?
· Чем обычно занимается?
· Что любит делать больше всего?
· А чего больше всего не любит?
· Оно живет одно или с кем-нибудь?
· Есть у него друзья? Кто они?
· А враги у него есть? Кто?
· Чего оно боится, или оно ничего не боится?
· Какого оно размера?
Показатели агрессивности.
Положение рисунка на листе.
1. Название и рисунок свидетельствуют об агрессивном характере животного. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире. Рисуемое животное – представитель самого рисующего.
2. Левая сторона и низ листа – связаны с отрицательно окрашенными эмоциями и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью.
3. Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании.
Центральная смысловая часть фигуры
1. Голова повернута влево – нерешительность, страх, боязнь активных действий.
2. Рот с зубами, клыками, клюв – вербальная агрессия, в большинство случаев защитная (огрызается, задирается, грубит).
Религиозное воспитание
В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения - соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания).
Религиозное воспитание осуществляется священослужителями; верующими аген ...
Краткая характеристика организации и обобщение результатов исследования
МКЦ "Мегатавр" был создан в целях осуществления: маркетинговых исследований и консультаций; разработки и проведения комплексных рекламных кампаний (реклама в средствах массовой информации, наружная реклама и другие рекламные мероприятия и акции); поиска на Хабаровском рекламном рынке новых возможностей для удовлетворения спрос ...
Проблема агрессивности личности в современной психологии. Подростковая
агрессивность
Агрессивность – "враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру".[9]
Агрессивность [от лат. aggressio — нападать] также определяется как стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознав ...