Информация » Особенности самооценки больных с ишемической болезнью сердца » Роль самооценки в функционировании личности больного. Самооценка в структуре личности

Роль самооценки в функционировании личности больного. Самооценка в структуре личности
Страница 1

Личность, являясь чрезвычайно сложным системным социальным качеством человека, возникает как опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. «Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью». [Личность //Психология. Словарь /под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. – М., 1990, с. 193]. С этой точки зрения, все объективно функционирующие структуры личности человека, имеют своеобразную «внутреннюю» представленность. В.В.Столин пишет: «В процессе жизнедеятельности у организма формируется некоторое стабильное психическое образование—образ самого себя (схема тела), позволяющий ему более адекватно и эффективно действовать. Ясно, что действует, живет не схема тела, а тело, отразившее себя в своей схеме. Сходным образом можно рассуждать и применительно к человеческому индивиду, сущность которого кроется в его социальных, а не биологических отношениях. Человек действует, и, действуя, он неизбежно должен познавать себя так же, как он познает свое окружение. Это действование становится в той мере возмож­ным и в той мере человеческим, в какой у индивида формируется адекватный его общественному и деятельному способу существования образ самого себя» [В. В. Столин. Самосознание личности. – М., 1983, c.5].

В данный момент нет никаких сомнений, что личность способна отражать саму себя, осознавать саму себя. И даже иметь устойчивую и разветвленную систему представлений и оценок себя по различным параметрам. Подобная проблема скрывается за различными названиями, по-видимому, одного и того же предмета исследования: «Я-концепция», «Я-образ», просто «Я», самость, самосознание и его продукты и т.д.

Самосознание есть особая форма сознания, которое, также как и сознание, имеет отражательную природу. Только сознание направлено на весь объективный мир, а объектом самосознания является сама личность, ее внутренний мир. В самосознании личность выступает в качестве и субъекта, и объекта познания. Самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, но оно также характеризуется своим продуктом - Я- концепцией.

Это различение процесса и продукта в психологии было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, а человек, обладающий сознанием и самосознанием, при этом он пользуется целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль играет представление человека о себе самом, о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса.

Р. Бернс определяет «Я концепцию» как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. [Р. Бернс. Что такое «Я-концепция»?– Электр. Ресурс: www.ihtik.lib.ru,(ч. 1-3)].

Фундаментальное понятие теории К.Роджерса – «Я-концепция», или «самость», «определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей «Я». Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что «Я» человека постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т. е. представление человека о себе самом остается относительно постоянным» [Гуманистическая психология (К.Роджерс) //Психология личности: словарь-справочник / под ред. Горностай П., Титаренко Т. – К., 2001, с.10].

Страницы: 1 2 3


Нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации
Подавляющее большинство активно стремится в школу. В глазах ребенка она знаменует собой новый этап его взрослости. Ребенок осознает, что он уже стал достаточно большим и должен учиться. Дети нетерпеливо ждут начала занятий. Их вопросы, разговоры все активнее фокусируются на школе. Они психологически готовятся к новой роли, которой им на ...

Анализ отцовских установок, передающихся от поколения к поколению
Для выявления отцовских установок, передающихся от поколения к поколению с одинаковым уровнем выраженности, мы применили метод математической статистики U-критерий Манна-Уитни. В результате вычислений из 23 отцовских установок были выявлены 9, различий по которым не наблюдается на протяжении трех поколений. К ним относятся: 1. Стремле ...

Книги
Для обучения психологов нужны были учебники, которых в то время в Грузии не существовало. Решение этой проблемы он тоже берет на себя и выпускает несколько учебных пособий. В 1919 г. выходит в свет первая книга Д.Н. Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920-м - его первая монография Анри Бергсон, в которой он крити ...