Для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - семья, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Относительно процесса воспитания особенно важна роль родителей – отца и матери. От того, каким образом они соответствуют этой роли, во многом зависит воспитание ребенка, его личностное становление, потребность в самоутверждении и многое другое, что только может зависеть от воспитания, а не является врожденными качествами. От положения ребенка в семье, от влияния на него членов семьи, во многом зависит развитие и становление его личностных характеристик. На развитие младшего школьника особое влияние оказывает семья, её авторитет часто непререкаем и то, как поведет себя в том или ином случае, тот или иной семьи зачастую является образцом поведения для ребенка. От семьи зависит, найдут ли возможность развиться положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности. Как показывают наблюдения, на семейную атмосферу влияют: педагогическая позиция родителей; отношение родителей к работе; взаимоотношения отца и матери; отношения между родителями и родственниками старшего поколения; отношения между родителем и ребенком, братьями и сестрами и методы воспитания. Определяющее воздействие оказывает семейная атмосфера в целом, рождающаяся из сочетания всех элементов традиций, присущая данной семье. Дети больше поступают подражая, а не выполняя наставления, поучения, наказы. Подражательный момент, возникая очень рано способен сохраниться вплоть до юношеского возраста. Между тем подражание взрослым по природе своей отличается от копирования действий сверстников. В первом случае, примером подражания служат интересные индивидуализированные личности. Во втором – копируется поверхностная, внешняя: жаргоны, мимика, жесты, прическа, одежда. Следовательно, чем менее выражена индивидуальность родителей, тем значительнее оказывается влияние уличной компании.
Важны и предпосылки, условия психологического развития ребенка. К таким детерминантам относятся макросоциальные факторы – экономический и культурный уровень общества, наличествующие системы воспитания, уровень социальной заботы о ребенке, этнокультурные традиции воспитания. Другой подкласс детерминант психического развития - это микросоциальные процессы, возникающие в малых социальных группах, включающих ребенка, в семье, в группе детского садика, классном коллективе. Третий подкласс – это факторы самопсихические, которые хотя и заключены «внутри» ребенка, тем не менее, представляют собой объективные предпосылки его развития. К ним относятся наследственность, темперамент, болезни, перенесенные младенцем или ребенком.
Роль насилия в формировании личностных расстройств
Независимые исследования проводящиеся в различных школах, дают многообразную картину патологий , в происхождении которых одну из главных ролей играет та или иная форма насилия, пережитого ребенком в детстве.
Большинство исследователей сходятся в том, что результатами пережитого в детстве сексуального насилия, так называемыми «отставлен ...
Возникновение учения о темпераменте
Учение о темпераменте и его типах имеет длинную историю. Основу учения о типах темперамента заложил Гиппократ, который, используя гуморальный подход, выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греческого – смешения), т.е. соотношения в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои ...
Трудности управления конфликтами в педагогическом коллективе
Любой коллектив, в том числе учительский, является разновидностью социальной группы.
Раньше главную особенность коллектива, отличающую его от диффузной группы (простого скопления людей), видели в том, что он занят общественно необходимой деятельностью, подчиняющей интересы личности интересам общества. Считалось: чем сильнее такое подчи ...