Информация » Роль семьи и школы в формировании потребностей » Современная семья, функции. Стили воспитания, как они влияют на ребенка

Современная семья, функции. Стили воспитания, как они влияют на ребенка
Страница 2

Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально экономическими условиями жизнедеятельности общества, процессом индивидуализации личности.

Специфика семейного воспитания:

1. Как отмечают и психологи, и педагоги, это эмоциональный характер семейного воспитания, который основывается на родственных чувствах

2. Воспитательные воздействия родителей на детей отличаются постоянством и длительностью в самых разнообразных жизненных ситуациях

3. Именно семья рождает у ребенка чувство защищенности, любви, принятия

4. В семье действуют психологические механизмы социализации, которые обеспечивают содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребенка. К таким психологическим механизмам социализации следует отнести подкрепление и идентификацию.

Подкрепление. Родители определенным образом реагируют на поведение ребенка: одобряют, поощряют или наказывают его за нарушение каких-то правил. Тем самым у ребенка складываются первые знания о том, что хорошо и что плохо, т.е. определенные нормы поведения.

Идентификация. Ребенок подражает родителям, сознательно и несознательно ориентируется на их пример. У малыша появляются содержательные представления о социальных ролях и образцы поведения (выполняет действие, говорит как мама, как папа).

Важно, каким содержанием в той или иной семье наполняются указанные механизмы.

Социологи, педагоги, психологи (И.В. Бестужев-Лада, А.В. Мудрик, И.С. Кон и др.)[3] отмечают, что современные семьи весьма разнообразны, но наряду с этим выделяют следующие общие тенденции:

-изменяется структура семьи. Чаще семья состоит из 2 поколений – родители и дети. Растет число неполных семей (один из родителей отсутствует), число семей с одним ребенком. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно, а это не дает родителям пользоваться опытом предыдущего поколения;

- изменяются отношения внутри семьи, семейные роли. Отец перестает быть экономической главой современной семьи. На передний план выдвигается мать. Значимым становится авторитет личности родителя, а не родительской власти;

-семья испытывает трудности в реализации воспитательной функции. Выделяется группа педагогически несостоятельных семей.

Деление семей на неблагополучные и благополучные неправомерно, так как нет четких критериев их определения. Благополучие в семье связано с ее системой ценностей, с тем, к чему семья стремится, на какой основе складывается ее образ жизни. Р.В. Овчарова предлагает следующую систематизацию семьи с более широким диапазоном критериев без противопоставления одних семей другим.[4]

Гармоничные семьи:

- педагогически талантливые родители;

-семьи, требующие лишь редких консультаций, периодической помощи, поддержки и одобрения.

Проблемные семьи:

- семьи, требующие длительной помощи в разрешении конфликтов или неуспехов детей; семьи в кризисных ситуациях (болезнь родителей, развод)

- семьи, требующие практически постоянного контроля и помощи или обеспечения психологической и социальной защиты ребенка: антипедагогические, аморальные, асоциальные.

Можно в общих чертах проследить, как развиваются отношения между родителями и детьми (новорожденные-подростки).

Таблица 2.Развитие отношений между детьми и родителями[5]

Отношения

Период развития

Синхронность отношений «родители-новорожденный»

Новорожденный (рождение- 4 недели)

Взаимная привязанность родителей и детей

Младенчество (рождение – 1 год)

Взаимозависимость родителей и детей

«Ходячее детство» (1-3 года)

Отношения партнерства

Раннее детство (3-6 лет)

Взаимное отчуждение детей и родителей. Дружба детей со сверстниками того же пола. Школьники, нуждающиеся в защите со стороны сверстников (малой социальной группы) ослабляют связи с родителями, интенсивность общения между ними ослабевает. Формируются группировки (преимущественно однополые)

Дошкольники и младшие школьники (6-12 лет)

Индивидуализация подростков. Формирование компании сверстников

Подростковый возраст (13-18 лет)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Динамика ценностных ориентации в процессах личностного развития
На разных возрастных стадиях те или иные аспекты разви­тия системы ценностных ориентации личности с определенной периодичностью выходят на первый план. Очевидно в то же вре­мя, что различные условия или механизмы, определяющие сущ­ность определяет стадии ценностного развития, могут (пусть и в мень­шей степени) проявляться и на других эт ...

Семья 4.
Состав семьи: муж (25 лет, образование средне – специальное), жена (24 года, образование неоконченное высшее), дочь (3 года). Стадия жизненного цикла семьи: стадия рождения и воспитания детей. Сплоченность: уровень сплоченности умеренный, семья относится к объединенному типу. Гибкость: умеренная, тип системы структурированный. Внешн ...

Современные взгляды на этиологию и патогенез детского аутизма. Теории психогенеза
Эти концепции возникли одновременно с описанием раннего детского аутизма Каннером, который, как уже говорилось, был склонен полагать, что аутизм является выражением врожденной неспособности детей к эмоциональному взаимодействию с окружающими (дефекта аффективного контакта). Но относительно быстро эти представления трансформировались в д ...