Для появления мышления нужно научиться понимать и анализировать предмет противоречий и конфликтов. Процесс понимая – не менее загадочный и мистический, чем процесс мышления. Начиная понимать, казало бы, чужую точку зрения, мы переходим от пассивного воспроизведения чужих взглядов к активному построению собственного представления. Нам нужно научиться решать задачу: исследовать и понимать, в чем состоит предмет противоречия и конфликта, сталкивающихся в разных ситуациях людей, персонажей, позиций, свидетельствовать о противоречивости сталкивающихся сторон.
Под проблемой мы будем понимать способ, который фиксирует проблемную ситуацию в специальных высказываниях и мыслительных конструкциях. Проблема – это способ обнаружения и фиксации отсутствия в мышлении необходимых средств достижения поставленной цели.
Мышление (как и организация и осуществление походов в горы, на рыбалку и планирование продвижения в бизнесе) – практическое и рискованное предприятие, ему необходимо учиться.
Мыслить – значит уметь, быть способным организовать и осуществлять, строить мышление. Для формирования такого умения необходимо, во-первых, иметь возможность постоянно практиковать мышление как размышление и думание в самых разнообразных ситуациях (прежде всего, решая типовые и творческие задачи) и иметь описание процесса мышления, которое можно было бы соотносить с собственным опытом мышления. Описание – особый вид знаний в виде обычных инструкций и предписаний "Делай так, делай так, делай так". Но знание о мышлении не сводится только к конструктивному знанию.
Знание о мышление – такой тип знания, который одновременно содержит в себе систему знаков и маркеров, своеобразную карту, на основе которой размышляющий человек осознает, где он находиться и кто он в данный момент – каков уровень его интеллектуального развития. Таким образом, знание о мышлении – знание, которое одновременно с описанием инструкций, что и как надо делать, содержит выявляющее описание самого мыслящего и его формы движения в процессах мышления.
Знание о мышлении, помимо показывающего знания, знания-наказа, является и знанием-зеркалом, смотрясь в которое человек определяет, кто он есть, а так же программирует и планирует, кем он станет. Типичным знанием-зеркалом являются описания-гороскопы, рассказы гадалки, психологические описания результатов тестов, но в отличии от знания-внушения ("Я буду президентом!", "Я буду звездой!"), то есть "настаивающего" знания, выявляющее знание о мышлении позволяет создать образ и выработать видение о том, как идет процесс мышления: "решение" задачи, размышление по трудному вопросу, понимание дискуссии, в которые разные ее участники имеют не совпадающие мнения.
Построение мышления в проблемной ситуации, отличается от организации мышления в процессе решения задач. Если мышление при решении задач – это регулярное, правильно мышление по задачным правилам, то мышление в проблемной ситуации – это мышление в ситуации катастрофы. Первое, что требуется в ситуации катастрофы, - познать, в чем катастрофа, что в данной ситуации не срабатывает.
Назревает вопрос, как можно учить мышлению на примере ситуаций, которые каждый раз уникальны и в которых нет ничего повторяющего, регулярного, кроме самого состоянии ненормальности – "неработающих" правил, норм и знаний о построении процесса мышления? Но оказывается, что выявление и понимание того, что данная ситуация – ситуация ненормальная, ситуации именно "катастрофы", что в ней не срабатывают заранее заготовленные принципы и правила, а также попытка понять, что в данной ситуации с точки зрения имеющихся принципов и подходов к мышлению неправильно, противоестественно, катастрофично, - все это и означает "мыслить".
Различие формальной,
диалектической и содержательно-генетических логик. Мышление в подходах трех
логик
Точка зрения формальной логики на процессы мышления не единственная. Более того, есть позиция, в соответствии с которой правильного мышления, описываемого и выделяемого формальной логикой, просто не существует, а так называемое "правильное" мышление – это "мертвое" мышление. Это высказывания, суждения, различные слов ...
Ценности и идеалы подростков из неформальных групп общения.
Для того чтобы понять «трудных» подростков и юношей из неформальных молодежных групп, надо знать историю возникновения и развития этих групп в мире, их современные виды, причины возникновения.
Г.Хебнер дает краткий очерк послевоенной истории неформальных молодежных групп в странах Запада, где они приобрели наибольшую выраженность. Возн ...
Проблемы в семьях воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений
Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка.
Из бесед с родителями и из других данных следует, что практически все функции, за небольшим исключением, не реализуются или не в полной мере реализуются ...