Информация » Способы организации и развития внимания учащихся старших классов » Активизация познавательной деятельности учащихся

Активизация познавательной деятельности учащихся
Страница 3

7. Внешность, поведение учителя

. Прием «на грани фола». Например, известен случай, когда преподаватель, читая лекции, гримировался под известных ученых: Менделеева, Бора и других.

Данные приемы не исчерпывают всех способов привлечения непроизвольного внимания. Учитель вполне способен самостоятельно разработать набор таких приемов, опираясь на описание свойств этого вида внимания и свой здравый смысл. Но при этом эму потребуется произвести трудоемкую, отнимающую время умственную работу, дабы органично вписать подобранные приемы в контекст урока, четко спланировать их применение.

Кроме того, на уроке учитель может активизировать послепроизвольного внимание школьников. Этот вид внимания возникает в тех случаях, когда, приступив к выполнению задания по указанию учителя, ученик обнаруживает в задании моменты интересные для него лично. В этом случае необходимость в волевом усилии для сосредоточения на задании падает, произвольное внимание переходит в менее утомительное послепроизвольное. Очевидно, что организация этого вида внимания требует разработки и включения в ход урока заданий интересных школьнику. Ниже приведены примеры некоторых интересов, к которым может обращаться учитель на уроке.

Практический

– интерес к сведениям применимым в быту, в жизни.

Познавательный

– интерес к той или иной области знаний. О познавательном интересе говорят тогда, когда предмет интересен ученику сам по себе, в силу его личных предпочтений. Использовать познавательные интересы сложнее, так как они индивидуальны, а часто и вовсе не выражены. Однако можно попытаться найти познавательный интерес, который бы разделяла большая часть класса. Например, техника для мальчиков, мода - для девочек. Или профильный предмет в классах по интересам.

Интерес, связанный с самоутверждением

– желание показать свои способности окружающим, желание показать себя умным и эрудированным. Аппелировать к этому интересу можно лишь в единичных случаях, иначе характер учеников деформируется в сторону демонстративности.

Разумеется, вызвать послепроизвольное внимание к заданиям у всего класса не просто, в определенных случаях вообще недостижимо. Но необходимо – стремление стимулировать этот вид внимания побуждает учителя подбирать формы занятий «на интерес». И если формы подобранны грамотно, ученики на уроках меньше утомляются, лучше понимают и запоминают материал и становятся более любознательными.

Страницы: 1 2 3 


Предмет, объект виды судебно-психологической экспертизы
От правильного выбора методов исследования во многом зависит качество и научный уровень каждой конкретной экспертизы. Однако ни один из используемых в СПЭ методов не ведет непосредственно к ответу на стоящий перед экспертом вопрос. Необходимо применение нескольких экспериментальных, тестовых, анкетных и других методов, направленных на в ...

Основные формы насилия
В англоязычной психологической литературе основными терминами в области проблематики насилия являются собирательные термины «abuse» (обида, ругань, оскорбления, жестокое обращение, пренебрежение, злоупотребление, эксплуатация, совращение) и «neglect» (пренебрежение, игнорирование, забывание, отсутствие заботы). К настоящему времени сло ...

Теоретико-методологические основы мотивации учебной деятельности. Сравнительный анализ предметно-методологических подходов к изучению понятий «мотива» и «мотивации»
Психология мотивации является одним из важнейших разделов психологической науки. Проведены многочисленные исследования, которые привели к созданию различных теорий мотивации и внесли большой вклад в изучение конкретных видов мотивов. Истоки основных направлений исследования мотивации в зарубежной психологии в целом берут начало в теори ...