В качестве базы исследования был выбран Дом престарелых (Новосибирская область, г. Обь, ул. Толстого 66).
Пожилые люди - крупнейшая группа клиентов, с которой работает социальный работник. Их количество со временем все увеличивается, как в пропорции к другим группам клиентов, так и в абсолютном количестве. Но, не смотря на важность работы с ними, наши знания об услугах, в которых они нуждаются, к сожалению, обрывочны, пестры, хотя в последние годы растет число значительных изменений в практике их обслуживания.
Обслуживание на дому и в микросоциуме - две области существенные для социального работника при работе с пожилыми людьми. Акцент в обслуживании в микросоциуме делается на обеспечении услуг, которые предотвратят необходимость переезда пожилого человека в интернат.
На основе технологии проблематизации нами было построено исследование и помощь пожилым людям в преодолении стереотипности мышления и решение их проблем.
На первом этапе исследования нами были поставлены следующие задачи: установление контакта с пожилыми людьми и установление стереотипов, которые им присущи.
Возможности и способности пожилых людей приносить материальные и духовные блага обществу и тем более стать определенным фактором его развития зависят от того, готово ли общество изменить стереотипное отношение к пожилым людям и социально защитить их.
Молодым кажется, что старость - состояние полусуществования. Они боятся утратить энергию, независимость, гибкость, сексуальность, физическую подвижность, память и даже интеллект. По их мнению, потеря этих качеств обязательно сопутствует старению.
По результатам опросов выяснилось, что существуют как позитивные, так и негативные представления о стариках, влияющие на отношение к ним в обществе. Эти стереотипы мешают воспринимать пожилых людей дифференцированно, как индивидуумов с действительно существующими между ними различиями, и может приводить к социальным установкам и действиям, которые отбивают у них охоту принимать участие в коллективном труде и проведении досуга.
Исследование литературы позволяет говорить о том, что Винтор К. называет целый ряд стереотипных представлений о пожилых людях:
1. Все старики похожи друг на друга.
2. Пожилые люди социально изолированы.
3. Большинство из них имеет слабое здоровье.
4. Увольнение с работы порождает проблемы больше для мужчин, чем для женщин.
5. Большинство старых людей изолированы от своих семей.
6. Старики не интересуются половой жизнью или не способны к ней.
7. Старый человек не может учиться.
8. Умственные качества с возрастом ухудшаются.
В данном перечне даны лишь негативные представления о пожилых людях, и нет смысла отрицать их существование, и преобладание над позитивными стереотипами.
Существует также классификация Крайга, где, в отличие от Винтора, представлены как негативные, так и позитивные стереотипы, сложившиеся в обществе по отношению к пожилым людям.
Примеры заблуждений, основанных на негативных стереотипах:
1. Большинство старых людей бедны.
2. Большинство стариков не могут свести концы с концами из-за инфляции.
3. У большинства старых людей есть жилищные проблемы.
4. Старые люди, как правило, слабые и больные.
5. Старики не являются политической силой и нуждаются в защите.
6. Большинство старых людей плохо справляются с работой; работоспособность, продуктивность, мотивация, способность воспринимать новшества и творческая активность у них ниже, чем у молодых работников. Вероятность несчастных случаев у пожилых работников выше, чем у остальных.
7. Старые люди медленнее соображают и у них хуже помять, у них ниже способность к обучению.
8. Старые люди часто интеллектуально ригидны и догматичны. Большинство стариков закостенели в своих привычках и не способны их менять.
9. Большинство старых людей живут в социальной изоляции и страдают от одиночества.
10. Большинство стариков содержатся в домах престарелых
Примеры заблуждений, основанных на позитивных стереотипах:
1. Старики относятся к довольно зажиточной категории населения. Работающие члены общества щедро обеспечивают их пенсиями и пособиями.
2. Старики являются потенциальной политической силой. Они голосуют и принимают участие в политической жизни. Они едины и их много.
3. Старики легко сходятся с людьми. Они добры и приветливы.
4. Большинство старых людей отличаются зрелостью, жизненным опытом и мудростью.
5. Они интересные люди.
6. Большинство старых людей умеют слушать и особенно терпеливы по отношению к детям.
7. Большинство старых людей отличаются добротой и щедростью по отношению к своим детям и внукам.
Рассматриваемые стереотипы представляют собой мозаику из реальности и фантазий. Некоторые проблемы только отчасти связаны с возрастом; старики далеко не всегда беспомощны, больны, одиноки. Негативные стереотипы не только внушают молодежи страх перед старостью, они держат в своей власти и самих стариков. Опросы показали, что они более высокого мнения о своем собственном экономическом и социальном положении, чем население в целом. В то же время они убеждены, что принадлежат к тем немногим счастливчикам, которым удалось избежать несчастной участи большинства стариков.
Выводы
1. Наша гипотеза подтвердилась, т.е. в основе различий между людьми в способах собственного самоутверждения лежат разные варианты самопрезентации.
2. Значительное место в организации «Я - концепции» у людей, использующих стратегию самоподавления, занимает физическое Я и она характеризуется инфантильностью и неструктуированностью.
3. « ...
Специфика агрессии в подростковом возрасте
Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увели ...
Психологический климат группы.
Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический климат, а вернее, социально-психологический климат группы.
Социально-психологический климат группы – это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а, значит, и развития личности. Он слаг ...