Социальные проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов.
Проводимое исследование "социальных установок пожилых людей" позволили выявить следующие проблемы лиц старшего возраста:
- Фрустрация сознания, преобладание пессимистических взглядов на жизненные перспективы;
- Негативное отношение в нынешней власти ("раньше жизнь была лучше");
- Высокий уровень субъективного интереса к политике государства и низкая оценка возможности воздействовать на нее;
- Неудовлетворенность жизнью;
- Наличие заниженных стандартов жизни: бедность, маргинальность воспринимаются как данность.
При первой встрече предпочтителен нейтральный стиль общения, пока не найден подход, не сделаны необходимые наблюдения о чертах характера клиента. Сдержанность в интонации, аккуратность в одежде, внимание, чуткость, отсутствие резкости, суетливости в движениях, многословности, дефектов речи импонируют пожилому клиенту, помогают расслабиться, доверительно вести беседу.
Каждая встреча - беседа с пожилым человеком проходила индивидуально, но, по итогам данных бесед, можно дать некоторые наиболее общие рекомендации, которые учитывались.
Идеальный вариант - клиент садится спиной к двери, напротив или чуть наискосок к сотруднику, ведущего прием, чтобы видеть лицо собеседника. Слишком близкая посадка, как и излишняя отдаленность, мешают контакту.
Необходимо проявить доброжелательность и заинтересованность с первых минут встречи избегая при этом суетливости и заигрывания, нежелательна и "бурная атака" в начале беседы. Уместно применять некоторые приемы аттракции (расположения клиента к себе).
Как показала практика, контакт становится оптимальным, если при общении с пожилым человеком использовать улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты, ободряющую мимику.
Обращаться к клиенту уместно по имени и отчеству, тем самым, поддерживая его достоинства, и подчеркивая свое уважение. Иногда можно начать беседу с комплимента, который также позволит расположить пожилого человека к беседе, диалогу, выяснению проблемы и поиску путей его решения.
Существенной стороной общения социального работника с клиентом выступает перцепция, т.е. восприятия друг друга в качестве партнера по отношениям и установление на этой основе более глубокого взаимоотношения.
Из 30 опрошенных пожилых людей, 24 клиента были излишне застенчивы в своих просьбах, затруднялись их высказать. Можно предположить, что в данном случае действовал стереотип восприятия социального работника, как молодого человека, не способного понять нужды и заботы людей более старшего возраста. Поэтому на данном этапе общения было важно помочь ему в общении: стимулировать, поддержать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.
Положительно действовало обращение к клиенту: "Давайте познакомимся, как мне Вас называть?", но если клиент был растерян, его подбадривали репликами: "Слушаю Вас, Иван Дмитриевич", "какие у Вас проблемы?" и т.д.
На втором этапе исследования перед нами стояла задача при помощи разработанной анкеты (Приложение 1) выявить позиции и определить тематизм, внутри которого развертывается конфликт. Также нам было необходимо выделить конфликт, о котором стороны, участвующие в конфликте, высказывают взаимоотрицающие суждения.
После проведения анкетирования пожилых людей в обском Доме престарелых мы условно объединили их в несколько групп – это люди, имеющие проблемы материально-финансового характера, медико-социальной реабилитации и психологического благополучия пожилых. При этом необходимо отметить, что решение проблем психологического благополучия не менее важно, чем поддержание достойного уровня доходов пожилых людей или оказание им качественных услуг в сфере социальной реабилитации. К сожалению, достаточно часто это направление социальной поддержки остается нереализованным. Переход в категорию пожилых людей (выход на пенсию) связан, прежде всего, с осознанием человеком того, что он вступает в последний этап своей жизни. Впереди неизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Было выявлено, что осознание всего этого, размышления о неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причем уровень этих осложнений зависит от субъективных качеств личности. И, наконец, к психологическим проблемам можно отнести резкое сужение контактов пожилого человека, которое может привезти к полному одиночеству. Уменьшение возможностей для общения связано с тем, что человек "выпадает" из трудового коллектива. В этом возрасте уходят из жизни многие друзья, родственники и сверстники, что также сужает контакты, а приобретение новых друзей становиться затруднительным. Особенно эта проблема актуальна для пожилых людей, живущих отдельно от своих взрослых детей.
Зaключeниe
Нa ceгoдня мы мoжeм кoнcтaтирoвaть, чтo блaгoдaря cинeргeтикe прoизoшлo нe тoлькo прирaщeниe знaний, нo и знaчитeльнo рacширилиcь пoзнaвaтeльныe вoзмoжнocти чeлoвeкa. И этo oбcтoятeльcтвo нaклaдывaeт нa личнocть ocoбыe трeбoвaния. Дeлo в тoм, чтo пoзнaниe cлoжных cиcтeм cущecтвeннo oтличaeтcя oт пoзнaния прocтых, ocoбeннo ecли рeчь идeт ...
Многофакторная модель аффективных расстройств А.Б. Холмогоровой и Н.Г.
Гаранян
В отечественной клинической психологии А.Б Холмогорова и Н.Г. Гаранян предложили гипотетическую многофакторную модель депрессивных расстройств (1998). Эта модель рассматривает психологические факторы разного уровня - макросоциального, семейного, интерперсонального, личностного, когнитивного и поведенческого. В основе этого подхода лежит ...
Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся I-IV классов.
Старшие дошкольники оценивают себя максимально высоко и считают себя самыми добрыми, умными и т.п. При этом на границе дошкольного и младшего школьного возраста у детей возникает тенденция оценивать себя более адекватно. Так, по мере прохождения кризиса семи лет у ребенка возникает представление о себе реальном, и показатели самооценки ...