Информация » Социальная работа и психология » Работа с пожилыми людьми в обском Доме престарелых.

Работа с пожилыми людьми в обском Доме престарелых.
Страница 2

Социальные проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов.

Проводимое исследование "социальных установок пожилых людей" позволили выявить следующие проблемы лиц старшего возраста:

- Фрустрация сознания, преобладание пессимистических взглядов на жизненные перспективы;

- Негативное отношение в нынешней власти ("раньше жизнь была лучше");

- Высокий уровень субъективного интереса к политике государства и низкая оценка возможности воздействовать на нее;

- Неудовлетворенность жизнью;

- Наличие заниженных стандартов жизни: бедность, маргинальность воспринимаются как данность.

При первой встрече предпочтителен нейтральный стиль общения, пока не найден подход, не сделаны необходимые наблюдения о чертах характера клиента. Сдержанность в интонации, аккуратность в одежде, внимание, чуткость, отсутствие резкости, суетливости в движениях, многословности, дефектов речи импонируют пожилому клиенту, помогают расслабиться, доверительно вести беседу.

Каждая встреча - беседа с пожилым человеком проходила индивидуально, но, по итогам данных бесед, можно дать некоторые наиболее общие рекомендации, которые учитывались.

Идеальный вариант - клиент садится спиной к двери, напротив или чуть наискосок к сотруднику, ведущего прием, чтобы видеть лицо собеседника. Слишком близкая посадка, как и излишняя отдаленность, мешают контакту.

Необходимо проявить доброжелательность и заинтересованность с первых минут встречи избегая при этом суетливости и заигрывания, нежелательна и "бурная атака" в начале беседы. Уместно применять некоторые приемы аттракции (расположения клиента к себе).

Как показала практика, контакт становится оптимальным, если при общении с пожилым человеком использовать улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты, ободряющую мимику.

Обращаться к клиенту уместно по имени и отчеству, тем самым, поддерживая его достоинства, и подчеркивая свое уважение. Иногда можно начать беседу с комплимента, который также позволит расположить пожилого человека к беседе, диалогу, выяснению проблемы и поиску путей его решения.

Существенной стороной общения социального работника с клиентом выступает перцепция, т.е. восприятия друг друга в качестве партнера по отношениям и установление на этой основе более глубокого взаимоотношения.

Из 30 опрошенных пожилых людей, 24 клиента были излишне застенчивы в своих просьбах, затруднялись их высказать. Можно предположить, что в данном случае действовал стереотип восприятия социального работника, как молодого человека, не способного понять нужды и заботы людей более старшего возраста. Поэтому на данном этапе общения было важно помочь ему в общении: стимулировать, поддержать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.

Положительно действовало обращение к клиенту: "Давайте познакомимся, как мне Вас называть?", но если клиент был растерян, его подбадривали репликами: "Слушаю Вас, Иван Дмитриевич", "какие у Вас проблемы?" и т.д.

На втором этапе исследования перед нами стояла задача при помощи разработанной анкеты (Приложение 1) выявить позиции и определить тематизм, внутри которого развертывается конфликт. Также нам было необходимо выделить конфликт, о котором стороны, участвующие в конфликте, высказывают взаимоотрицающие суждения.

После проведения анкетирования пожилых людей в обском Доме престарелых мы условно объединили их в несколько групп – это люди, имеющие проблемы материально-финансового характера, медико-социальной реабилитации и психологического благополучия пожилых. При этом необходимо отметить, что решение проблем психологического благополучия не менее важно, чем поддержание достойного уровня доходов пожилых людей или оказание им качественных услуг в сфере социальной реабилитации. К сожалению, достаточно часто это направление социальной поддержки остается нереализованным. Переход в категорию пожилых людей (выход на пенсию) связан, прежде всего, с осознанием человеком того, что он вступает в последний этап своей жизни. Впереди неизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Было выявлено, что осознание всего этого, размышления о неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причем уровень этих осложнений зависит от субъективных качеств личности. И, наконец, к психологическим проблемам можно отнести резкое сужение контактов пожилого человека, которое может привезти к полному одиночеству. Уменьшение возможностей для общения связано с тем, что человек "выпадает" из трудового коллектива. В этом возрасте уходят из жизни многие друзья, родственники и сверстники, что также сужает контакты, а приобретение новых друзей становиться затруднительным. Особенно эта проблема актуальна для пожилых людей, живущих отдельно от своих взрослых детей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Зaключeниe
Нa ceгoдня мы мoжeм кoнcтaтирoвaть, чтo блaгoдaря cинeргeтикe прoизoшлo нe тoлькo прирaщeниe знaний, нo и знaчитeльнo рacширилиcь пoзнaвaтeльныe вoзмoжнocти чeлoвeкa. И этo oбcтoятeльcтвo нaклaдывaeт нa личнocть ocoбыe трeбoвaния. Дeлo в тoм, чтo пoзнaниe cлoжных cиcтeм cущecтвeннo oтличaeтcя oт пoзнaния прocтых, ocoбeннo ecли рeчь идeт ...

Многофакторная модель аффективных расстройств А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян
В отечественной клинической психологии А.Б Холмогорова и Н.Г. Гаранян предложили гипотетическую многофакторную модель депрессивных расстройств (1998). Эта модель рассматривает психологические факторы разного уровня - макросоциального, семейного, интерперсонального, личностного, когнитивного и поведенческого. В основе этого подхода лежит ...

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся I-IV классов.
Старшие дошкольники оценивают себя максимально высоко и считают себя самыми добрыми, умными и т.п. При этом на границе дошкольного и младшего школьного возраста у детей возникает тенденция оценивать себя более адекватно. Так, по мере прохождения кризиса семи лет у ребенка возникает представление о себе реальном, и показатели самооценки ...