Информация » Трансгенерационные паттерны отцовского поведения » Теоретические основы исследования отцовства в современной психологии. Роль отца в семье в различные периоды исторических эпох

Теоретические основы исследования отцовства в современной психологии. Роль отца в семье в различные периоды исторических эпох
Страница 2

Таким образом, можно сказать, что если патриархальное отцовство было преимущественно авторитарным, то сегодня наиболее благоприятным для отца кажется, по мнению И.С. Кона, авторитетный стиль (Кон И.С., 1988). И объяснить это нужно тем, что путь насилия над ребенком безнадежен и рано или поздно приводит к разрыву отношений с ним. Родитель теряет свой авторитет, если начинает полагаться только на запреты, давление и приказ. Однако остается важной фигурой в жизни ребенка, если остается образцом силы и опытности. Но не силы приказа, а духовной, личностной силы; и той опытности, которая состоит не в механическом запасе знаний, а в мудром поведении (Гиппенрейтер Ю.Б., 2007).

Одной из важнейших характеристик отцовства во все времена является его социальная детерминированность. Социум не только предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному социальному статусу отца, но и регламентирует поведение человека, обладающего определенным статусом через систему социальных ролей, подчеркивая, что одной из самых противоречивых и сложных является социальная роль отца.

Современная картина отцовства достаточно противоречива. С одной стороны ученые констатируют рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье; незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими; педагогическую некомпетентность, неумелость отцов; незаинтересованность и неспособность отцов выполнять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми.

Интерпретация этих данных может быть самая разная вплоть до того, что происходит быстрое и чреватое опасными последствиями ослабление отцовского начала. Исследования Т. А. Гурко (1997) говорят о том, что мужчины редко вносят материальный или духовный вклад в воспитание детей, не живущих с ними в одном домохозяйстве. А женщины в таких семьях выполняют и родительские роли и роли добытчиц.

С другой стороны, наблюдается противоположная тенденция: в современной западной психологической науке с восьмидесятых годов часто употребляется выражение "новый отец", т.е. отец, активно принимающий участие в жизни своего ребенка. Такие отцы присутствуют при родах, берут на себя многие "материнские" заботы по уходу за малышом и вообще проводят с детьми очень много времени [3].

Фактически даже стиль воспитания изменился за последние несколько поколений. Современные отцы во многом менее авторитарны, более эмпатийны и знают больше о повседневных проблемах и заботах своих детей. Однако для России в настоящее время это менее характерно, чем для европейских стран.

В связи со значительными изменениями в системе гендерных ролей, произошедшими в обществе за последнее время, отцовская роль претерпевает серьезные изменения, что свидетельствует, по мнению Ш. Барта, о формировании новой гендерной системы, о переоценке или уточнении обществом отцовских функций, дальнейшей дифференциации гендерных ролей [3].

Важно отметить, что отцовские роли и необходимые для этого навыки определены культурой менее четко, чем материнские, здесь многое зависит от индивидуального соглашения [23]. В привычной для нас культурной среде отцу приписывается меньшее значение в деле первичной социализации ребенка.

Страницы: 1 2 3 4


В чем различия между лидером и руководителем?
Проблемы лидерства и управления имеют давнее и тесное взаимодейст­вие. Впервые лидерство как явление попало в фокус экспериментального иссле­дования в начале 30-х годов XX в. в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное по­ведение человека. Выяснилось, что группа может ...

Типология самоутверждения
В данной главе будут рассматриваться различные классификации процесса самоутверждения предложенными различными авторами [11, 25, 20, 21]. I. Если при классификации самоутверждений за основание деления принять степень их целенаправленности, то мы получим три типа, а именно: 1. Самоцельные самоутверждения. Самоутверждение превращается ...

Организация и методика исследований. Интерпретация результатов исследований.
Психологические исследования были проведены на базе 6 «Б» класса средней школы №7 города Астаны (классный руководитель – Тихая С.П. – стаж педагогической работы – более 20 лет). В классе 29 учащихся, в исследовании принимало участие – 26 человек, из них 12 мальчиков и 14 девочек. ...