Информация » Трансгенерационные паттерны отцовского поведения » Теоретические основы исследования отцовства в современной психологии. Роль отца в семье в различные периоды исторических эпох

Теоретические основы исследования отцовства в современной психологии. Роль отца в семье в различные периоды исторических эпох
Страница 3

Нормативная неопределенность отцовской роли по сравнению с материнской является результатом того, что:

· отцовские функции биологически "объективно" менее значимы, их труднее конкретизировать;

· исторически отцовские функции институциализируются гораздо позднее;

· распределение материнских и отцовских функций базируется на более общей полоролевой дифференциации и имеет как социальные, так и биологические предпосылки (Овчарова Р.В., 2005).

Получается, что мужчина, став отцом, попросту не знает, что ему следует делать и как вести себя в новой для него ситуации. А если и знает, то социально и юридически его роль практически никак не подкреплена. При разводе у отца мало шансов оставить ребенка с собой, социальной поддержки отцам не оказывается, в целом о них беспокоятся гораздо меньше, чем о матерях. Следовательно, мужчина знает, что судьба его как отца никак не зависит от его заботы, личных качеств, а ребенок – это прежде всего проблема женская (Овчарова Р.В., 2005).

Тем не менее, отцовская роль все-таки предписывает мужчине выполнение некоторых определенных обязанностей. Существует несколько подходов к рассмотрению того, какие именно функции должен выполнять отец. Представителями психоаналитического направления выполнено большое количество работ по исследованию роли отца. В основном изучается роль отца в психосексуальном развитии ребенка. Отец, таким образом, является важнейшей фигурой в жизни ребенка четырех лет. З. Фрейд выделял следующие важнейшие аспекты взаимодействия отца и ребенка:

1) отец – воплощение силы, как объект восхищения и любви,

2) отец – как объект реализации потребности в безопасности и защите,

3) отец – как авторитет, который наказывает за проступки и, таким образом, регулирует поведение, а в дальнейшем и моральные установки человека.

Н. Левальд рассматривает отца как единственного взрослого, который может организовать жизнь ребенка, дифференцировать и интегрировать его в общество. Ш. Брат подчеркивает также, что отец, являясь транслятором социальных норм, становится для ребенка фигурой, обеспечивающей связь поколений.

Представители бихевиорального направления рассматривают отцовство с точки зрения выполнения предписаний данной социальной роли. Представители необихевиоризма говорят о том, что отец является моделью, наблюдая за которой, ребенок учится.

В целом, выделяют следующие важнейшие функции, выполнения которых требует роль отца:

1. Отец как кормилец – исторически сложившаяся и закрепившаяся роль мужчины. Мальчиков с детства ориентируют на выполнение этой роли, которая дает семье необходимое чувство безопасности и уверенности.

2. Отец как защитник – также исторически закрепленная функция мужчины. Даже если в современном обществе отец не защищает ребенка от непосредственной военной опасности, тем не менее, он выполняет функцию социальной защиты, предоставляя своим детям возможности образования, обучения, выбора профессии, а также опосредованно через собственный социальный статус и экономический класс.

3. Отец как воспитатель – в этой роли отец не только прививает нормы и правила поведения, но и во многом может вносить вклад в профессиональный выбор ребенка, расширяя его кругозор, занимаясь, особенно с мальчиком, каким-либо совместным делом (Евсеенкова Ю.В., 2003).

Страницы: 1 2 3 4


Теория "коллективных представлений" Э. Дюркгейма
Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов - морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, - в них ра ...

Сравнительный анализ данных до и после проведения коррекционной работы
Для выявления статистической разницы между психическим состоянием до психокоррекции и после проведённой психокоррекции нами был проведен сравнительный анализ данных при помощи Т – критерия Стьюдента. Таблица № 4 Сравнительный анализ уровня ситуативной и личностной тревожности Шкалы Обозначение Среднее значение Значение p ...

Школьное обучение Индиго
Как многие уже, наверное, поняли, самой важной проблемой ребёнка Индиго является школа. Во-первых, разберёмся в том, что же такое школа?! Школа – это, то место, где преподаватели обучают детей по поставленной им программе, которую выработало государство для среднего уровня интеллекта. У преподавателей есть своя система обучения, и от не ...