Говоря о родительской любви, традиционно различают материнскую и отцовскую любовь как различающиеся по содержанию, природе, генезису и формам проявления (З. Фрейд, А. Адлер, Д. Винникотт, М. Дональдсон, И.С. Кон, Г.Г. Филиппова).
При этом, признавая существование двух социальных институтов родительства – материнства и отцовства, важно не только отметить серьезные различия, но и указать на их сходство. В работах Э. Галински выделяются шесть стадий родительства, содержание и последовательность которых задается логикой развития сотрудничества родителя и ребенка. На каждой из них родитель – как мать, так и отец – решает определенные задачи, связанные с необходимостью перестройки детско-родительских отношений с учетом развития ребенка и его возрастающей самостоятельности.
Первая стадия – стадия формирования образа – продолжается от момента зачатия до рождения ребенка и рассматривается как исходная в формировании родительской позиции. Именно на этой стадии формируется первичный образ детско-родительских отношений, включающий представление о целях и ценностях воспитания, образ идеального родителя как эталона, представление о ребенке и взаимодействии с ним.
На второй – стадии выкармливания (от рождения до 1 года) – центральной задачей становится формирование привязанности и первых форм сотрудничества и совместной деятельности с ребенком. Первичная иерархизация ценностей и ролей в контексте развития идентичности родителей также осуществляется именно на этой стадии.
Стадия авторитета (от 2 до 5 лет) знаменует переход родителей к решению задач социализации ребенка и, соответственно, к первой оценке эффективности процесса воспитания. Эта стадия предполагает рефлексию, развернутую родителем по поводу содержания и оснований его отношений с ребенком и переход к более продуманной системе воспитания с учетом "работы над ошибками" раннего периода становления родительства.
Четвертая стадия – стадия интерпретации – приходится на младший школьный возраст: здесь родители подвергают ревизии и пересмотру многие концепции воспитания, которых прежде придерживались в своем общении с детьми.
Пятая – стадия взаимозависимости – характеризуется изменением структуры властных отношений: родители должны перестроить свои отношения с подростками с учетом их стремления к автономии и независимости. Характер перестройки отношений с взрослеющими детьми может сделать их партнерскими или, в случае деструктивного ее развития, отношениями соперничества и противостояния.
На шестой стадии – стадии расставания – родители должны окончательно признать взрослость и независимость детей, принять их психологический "уход" и решить непростую задачу переосмысления и оценки того, какими же родителями они были (Карабанова О.А., 2005).
Как отмечает автор, эти ступени в процессе перестройки детско-родительских отношений проходят оба родителя. Однако каждый переживает эти процессы по-своему. Так, например, есть эмпирические данные, раскрывающие структуру процесса принятия мужчиной решения стать отцом, то есть взять на себя эту новую роль. Такое исследование провели A. Peterson, C.B. Jenni (2003). Оно было основано на методологических принципах феноменологического анализа, описанного А. Джоржи (1985).
В результате качественного анализа A. Peterson, C.B. Jenni выделили 8 основных тем, которые постепенно проговариваются мужчинами при обсуждении процесса принятия ими решения стать отцом:
1) Противоречивое решение. На ранних этапах принятия решения мужчины прибегают к рассуждению, пытаясь определить плюсы и минусы родительства. Однако результатом этого является не разумное решение "быть или не быть" отцом, а способность одновременно воспринимать как положительные, так и отрицательные аспекты родительства. Мужчины достигают этой способности через процесс, когда пытаются принять решение рационально, а вместо этого обращают внимание на эмоциональные, нерациональные, духовные аспекты.
2) Принятие ограничения собственного контроля. Для мужчин решение завести ребенка требует частичного отказа от чувства собственного контроля над своей жизнью. Для них эта необходимость является парадоксом. С одной стороны, они понимают, что становясь отцами, берут на себя огромную ответственность и должны все контролировать. Но с другой стороны, понимают, что принятие ограничений собственного контроля необходимо, чтобы уметь доверять кому-то или чему-то еще, кроме самого себя.
Расчеты ранговой корреляции по Спирмену
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраже ...
Специальные средства воздействия.
Специальные невербальные средства воздействия:
а) Пауза;
б) Понижение, повышение, усиление, ослабление звука;
в) Темп речи. ...
Место психологии коммуникации в рамках психологических наук.
6 век до н.э. Гераклит: люди делятся на 2 группы. 1ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены разуму (рациональные); 2ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены желаниям (нерациональные, эмоциональные, иррациональные).
5 век до н.э. Платон: социально-этническия классификация. Основа классификации – место расположения души ...