Специфика отцовской любви заключается в том, что она учит и сына, и дочь, как проявляет любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим. В любви отца обычно доминирует поведенческий компонент (обеспечение, помощь, защита, научение). Однако со временем она становится более эмоционально насыщенной. В зрелом возрасте (36 – 58 лет) авторитетная дистанция между родителем и ребенком сохраняется, но чувство любви позже носит более снисходительный характер и характеризуется более широкой гаммой эмоциональных и поведенческих проявлений позитивной направленности (Овчарова Р.В., 2005).
Формирование отцовства и отцовской любви – достаточно сложная задача. Иногда говорят о "кризисе становления (начала) отцовства", особенно в случае рождения первого ребенка. Принятие роли отца – это достаточно длительный кризис переосмысления себя и своей роли в жизни, связанный с новой ответственностью за благополучие семьи и детей, переосмыслением и перестройкой отношений как в семье, так и за ее пределами. Ю.В. Лебедева отмечает, что роль отца представляет собой динамическое образование. Его функции меняются в зависимости от пола и возраста ребенка [19]. Однако изменение содержания отцовской роли во многом зависят от степени принятия мужчиной этой роли, от того насколько она оформится в личностный конструкт и станет неотъемлемой составляющей этой личности.
В исследовании П. Поповой (1989) были выявлены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной:
· уважение и привязанность к отцу со стороны матери,
· особенности родительской семьи мужчины и его отношений с отцом,
· возраст мужчины (не слишком рано, когда существует опасность легкомысленного отношения к отцовству и не слишком поздно, когда ответственность за судьбу детей может испугать),
· участие отца в общении с ребенком до рождения и в период младенчества,
· участие отца в родах.
Принятие роли отца оказывает влияние на операциональный аспект ее выполнения и влияет на личностные изменения мужчины. Появление ребенка естественным образом оказывает влияние на мотивацию и установки человека, однако многие ученые говорят о том, что именно принятие данной роли способствует успешной реализации себя в ней [3].
Обычно формирование родительской позиции отца начинается где-то со второй половины беременности жены и нередко растягивается на весь первый год жизни ребенка. Для формирования полноценной эмоционально-позитивной связи отец-ребенок отец как можно раньше должен быть вовлечен в процесс общения с ребенком начиная еще с периода его внутриутробного развития. В последствие в отцовство включается значительное разнообразие параметров участия отца в воспитании ребенка, например (Карабанова О.А., 2005):
· доступность, т.е. присутствие отца и возможность ребенка обратиться к нему;
· включенность в совместную деятельность, что может включать в себя прямые контакты, уход отца за ребенком, процесс совместного выполнения какой-либо деятельности;
· ответственность, предполагающая как финансовое и материальное обеспечение ребенка, так и организацию образовательно-воспитательной среды, общение с учителями;
· мониторинг, т.е. информированность о занятиях ребенка, его местонахождении, интересах, желаниях и потребностях.
Если в процессе воспитания отец старается соблюдать все вышеперечисленные требования, то его участие в жизни ребенка является активным. Доказано, что активное участие отца в воспитании способствует формированию надежного типа привязанности, благополучному эмоциональному развитию ребенка (Карабанова О.А., 2005).
Учитывая особенности отцовской любви, можно говорить, что в своем развитии она проходит следующие этапы:
· Готовность любить. Для ее формирования основную роль играют переживания детства, особенности родительских позиций семье отца. Готовность к подобным чувствам у мужчин возникает гораздо позднее, чем у женщин и не определяется физиологическим созреванием.
· Любовь-ожидание. Включает в себя ожидания, связанные с зачатием ребенка, с образом будущих наследника или наследницы. Продолжается этот этап до того момента, когда отец впервые увидит своего отпрыска. Для того чтобы мужчина полюбил своего ребенка еще до рождения, он должен наполнится состоянием ожидания.
Технология работы социального педагога. Работа социального педагога с
трудновоспитуемым ребенком как один из путей решения «трудных детей».
Для того чтобы не упустить ребенка или помочь решить проблему «трудных детей» социальный педагог в результате совместных усилий с педагогическим коллективом создает банк данных. В его основе материалы — полученные от классных руководителей,, , медико-психолого-педагогической комиссии и т.д.Эта система апробирована в СШ №11 .г.Майкопа. ...
История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период
возрождения.
Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение ...
Подход П.Я. Гальперина к проблеме бессознательного
Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.
В современной психологии под бессознательным понимают следующее [28, c.31]:
1) совокупность психических проце ...