Специфика отцовской любви заключается в том, что она учит и сына, и дочь, как проявляет любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим. В любви отца обычно доминирует поведенческий компонент (обеспечение, помощь, защита, научение). Однако со временем она становится более эмоционально насыщенной. В зрелом возрасте (36 – 58 лет) авторитетная дистанция между родителем и ребенком сохраняется, но чувство любви позже носит более снисходительный характер и характеризуется более широкой гаммой эмоциональных и поведенческих проявлений позитивной направленности (Овчарова Р.В., 2005).
Формирование отцовства и отцовской любви – достаточно сложная задача. Иногда говорят о "кризисе становления (начала) отцовства", особенно в случае рождения первого ребенка. Принятие роли отца – это достаточно длительный кризис переосмысления себя и своей роли в жизни, связанный с новой ответственностью за благополучие семьи и детей, переосмыслением и перестройкой отношений как в семье, так и за ее пределами. Ю.В. Лебедева отмечает, что роль отца представляет собой динамическое образование. Его функции меняются в зависимости от пола и возраста ребенка [19]. Однако изменение содержания отцовской роли во многом зависят от степени принятия мужчиной этой роли, от того насколько она оформится в личностный конструкт и станет неотъемлемой составляющей этой личности.
В исследовании П. Поповой (1989) были выявлены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной:
· уважение и привязанность к отцу со стороны матери,
· особенности родительской семьи мужчины и его отношений с отцом,
· возраст мужчины (не слишком рано, когда существует опасность легкомысленного отношения к отцовству и не слишком поздно, когда ответственность за судьбу детей может испугать),
· участие отца в общении с ребенком до рождения и в период младенчества,
· участие отца в родах.
Принятие роли отца оказывает влияние на операциональный аспект ее выполнения и влияет на личностные изменения мужчины. Появление ребенка естественным образом оказывает влияние на мотивацию и установки человека, однако многие ученые говорят о том, что именно принятие данной роли способствует успешной реализации себя в ней [3].
Обычно формирование родительской позиции отца начинается где-то со второй половины беременности жены и нередко растягивается на весь первый год жизни ребенка. Для формирования полноценной эмоционально-позитивной связи отец-ребенок отец как можно раньше должен быть вовлечен в процесс общения с ребенком начиная еще с периода его внутриутробного развития. В последствие в отцовство включается значительное разнообразие параметров участия отца в воспитании ребенка, например (Карабанова О.А., 2005):
· доступность, т.е. присутствие отца и возможность ребенка обратиться к нему;
· включенность в совместную деятельность, что может включать в себя прямые контакты, уход отца за ребенком, процесс совместного выполнения какой-либо деятельности;
· ответственность, предполагающая как финансовое и материальное обеспечение ребенка, так и организацию образовательно-воспитательной среды, общение с учителями;
· мониторинг, т.е. информированность о занятиях ребенка, его местонахождении, интересах, желаниях и потребностях.
Если в процессе воспитания отец старается соблюдать все вышеперечисленные требования, то его участие в жизни ребенка является активным. Доказано, что активное участие отца в воспитании способствует формированию надежного типа привязанности, благополучному эмоциональному развитию ребенка (Карабанова О.А., 2005).
Учитывая особенности отцовской любви, можно говорить, что в своем развитии она проходит следующие этапы:
· Готовность любить. Для ее формирования основную роль играют переживания детства, особенности родительских позиций семье отца. Готовность к подобным чувствам у мужчин возникает гораздо позднее, чем у женщин и не определяется физиологическим созреванием.
· Любовь-ожидание. Включает в себя ожидания, связанные с зачатием ребенка, с образом будущих наследника или наследницы. Продолжается этот этап до того момента, когда отец впервые увидит своего отпрыска. Для того чтобы мужчина полюбил своего ребенка еще до рождения, он должен наполнится состоянием ожидания.
Индиго, Зелёные, Красные, Чёрные – кто они такие!
Биополевые оболочки и энергоконструктивные особенности ауры детей с жёлтой, зелёной, индиго и чёрной аурой значительно отличаются друг от друга. Самая нерациональная биополевая конструкция поля личности у людей с жёлтой аурой. Как правило, это обычный человек – представитель пятой расы. Аура в виде яйца: напряжённость энергетики кокона ...
Теоретическое исследование тревожности. Общая
характеристика тревожности
Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх тревогу в специфических социальных ситуациях [1].
Избрав эту точку в качестве отправной, необходимо дополнить общий контекст рассмотрения центральной проблемы – проблемы тревоги. Этот контекст в самом общем виде можно определить как экз ...
Стресс как фактор затрудненной коммуникации.
Лекция №5 (31 октября 2007г.)
Стресс
– это психологическое напряжение, возникающее при воздействии внутренних или внешних раздражителей.
Симптомы стресса:
1. физиологические симптомы
различные виды боли
бессонница
сексуальные расстройства
отсутствующий или повышенный аппетит
повышенная утомляемость
2. психологические симп ...