Особенности межличностной коммуникации
Страница 1

Межличностная коммуникация – это процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению последней в общем информационном поле, создаваемом партнерам по общению.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, так как в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. При описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми. Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношениями двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. (А.А. Леонтьев, Психология общения. 1999. с.250).

Возникновение общей информации не решает главной проблемы, не ведет автоматически к взаимопониманию. Ситуация на самом деле удивительная, и над ней стоит поразмышлять. В преобладающем большинстве случаев, когда два человека общаются, один хочет высказать то, что думает, а второй – понять смысл высказывания. Иначе говоря, оба партнера стремятся прийти к общему смыслу диалога. Однако им не всегда удается наладить такое взаимопонимание быстро и без потерь. В процессе поиска общего смысла начинают работать и возникать множества механизмов и феноменов как способствующих, так и препятствующих взаимопониманию.

Обратная связь – информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова. Она является частью коммуникативного обмена, содержится в любом общении. Благодаря ей общение становится объемным, приобретает «второе дно» - психологический подтекст. Иногда основной поток вообще может существовать только как некоторая ширма, фасад для потоков обратной связи. Но чаще на первом плане у коммуникатора и реципиента – обмен некоторой важной содержательной информацией, в которой вплетается обратная связь.

В любом случае канал обратной связи призван служить благородной цели – улучшить взаимопонимание. По сути своей это помощь партнеру по общению, объяснение того как воспринимаются со стороны его слова, поступки, какие чувства он вызывает у других людей. Существуют три варианта человеческого общения с точки зрения используемой в нем обратной связи.

Вариант первый. Его можно назвать «культурным», то есть социально одобренным, принятым за образец общения. В этом случае действует золотое правило вежливости: нельзя демонстрировать другому человеку своих истинных чувств, надо быть тактичным и сдержанным. Обратная связь в таком общении приобретает трудноуловимые формы: изменяются поза с открытой на закрытую и наоборот, характер и чистота взгляда в глаза, тембр и громкость голоса и т.д.

Вариант второй. Партнеры избавлены от культурных «предрассудков», представляют сдержанность помехой нормальному общению. Они считают возможным и даже правильным открыто говорить о своем состоянии, не скрывать реакции на слова и поступки друг друга. Делают они это так, как умеют, как наблюдали в детстве, когда у родителей прорывались «истинные» чувства, то есть как попало и как придется. В таких случаях обратная связь существует, но принимает многозначные, трудные для интерпретации черты.

Вариант третий. В процессе общения партнеры стремятся прийти к общему смыслу и взаимопониманию. Для этого они используют все доступные им средства, в том числе обратную связь. В этой ситуации обратная связь дается осознанно и в тех формах, которые легче всего принять и осмыслить партнеру. Прямая обратная связь в наибольшей степени соответствует своей изначальной функции. Она действительно способствует улучшению взаимопонимания, позволяя в то же время партнерам быть открытыми в проявлении своих чувств.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие различного происхождения, которое реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации. Барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений и т.п.

Страницы: 1 2


Теория «обманутого ожидания»
В психологической литературе мы встречаем теорию, которая, казалось бы вполне отвечает поставленному здесь нами вопросу. Это — теория «обманутого ожидания». Теория «обманутого ожидания» пытается объяснить иллюзию веса следующим образом: в результате повторного поднимания тяжестей (или же для объяснения наших феноменов мы могли бы сейчас ...

Когнитивно-бихевиористский подход
Когнитивная модель депрессии является результатом систематических клинических наблюдений и экспериментальных исследований (Beck, 1963, 1964, 1967). Именно сочетание клинического и экспериментального подходов сделало возможным построение этой теоретической модели и формулирование принципов когнитивной терапии. Когнитивная модель содержи ...

Типология личности учителя с высоким уровнем коммуникативно-педагогической толерантности
Мы можем предположить, что высокий уровень педагогической толерантности обеспечивается разными качествами личности. Для проверки данного предположения использовали кластерный анализ. Из таблицы последовательности агломерации определяем оптимальное количество кластеров. Проследив динамику увеличения различий по шагам кластеризации и опре ...